Ценная находка. Петербургские ученные подняли со дна Выборгского залива — барку, которая перевозила гранит для городских мостовых. Двести лет судно пролежало на дне Балтики. Впереди сложнейшая часть работ — реставрация и консервация. Артем Шарипов встретился с участниками экспедиции и узнал, что в России это единственный в своем роде экземпляр.

Артем Шарипов,Корреспондент: 
«Сложенные в углу шпангоуты, может показаться, что это просто ненужные деревяшки, но на самом деле так выглядит артефакт цены, которому нет. Недавно поднятая со дна Выборгского залива барка — символ строительства Петербурга, одним словом музейная ценность». 

Барка — это баржа того времени. Плоскодонное судно перевозило шестнадцать гранитных блоков, весом до десяти тон и затонуло в заливе в сильную непогоду. 

Сейчас от этих клочков линолеума зависит многое. Части судна еще под водой разметили, потом по очереди подняли. Каждую деталь ждёт персональная реставрация. Только через год мы увидим экспонат целиком, но то что он уже на суше — большая победа. Если бы не масштабное строительство в районе Выборгской каменоломни — учёные приступили бы к работам не скоро. 

Сергей Соловьев,Старший научный сотрудник ИИМК РАН
«Там строится терминал жженного газа. И по закону Российской Федерации надо было обеспечить памятникам сохранность». 

Чтобы сохранить артефакт — надо обработать его растворами — это суть консервации, но прежде дерево оставят на зиму на открытом воздухе, чтобы окончательно избавиться от влаги на морозе. 

Воды Балтики хранят корабли, которые сегодня могли бы привлекать внимание туристов. На дне лежат части военных гигантов — Архангел Рафаил, Портсмут, Лондон. В Европе подобные находки давно красуются в специально созданных для этого музеях. Россия только встала на этот путь, и начало положила именно эта барка. 

Михаил Копейкин, Подводный археолог: 
«Все сразу же вспоминают корабль Вазы в Стокгольме. Есть так же Мэри Роуз в Портсмуте, у нас бурно этот процесс начинается, но это все упирается в деньги. Мало поднять, если вы поднимаете, но не обрабатываете — это превратиться в прах».  

Сделают всё, чтобы не превратилась в прах и другая барка того времени, до сих пор покоящаяся на дне. Она известна тем, что перевозила колонны для Исаакиевского собора и утонула вместе с ними. Возможно, этот ценный артефакт займет место в музее затонувших кораблей, который планируют построить в Кронштадте. 

Подписывайтесь на канал *«Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram