Но видео и фотосъемки, которые удалось все-таки сделать, легли в основу будущей 3D- модели. Никому неизвестно, когда в реальности можно будет воплотить планы по восстановлению древнего города. Но теперь это уже общая задача. Александр Буренин о Пальмире, которая стала ближе.

Музыка, которую услышал весь мир. Май 2016-го. В разрушенном городе посреди пустыни оркестр Мариинского театра играет вопреки тому, что вокруг война. Через полгода боевики вновь подберутся к Пальмире. Снаряды взорвутся в том амфитеатре, где проходил концерт. 

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: 
«Вы посмотрите, что произошло уже после нашего выступления. Уничтожили то, что сохранили до мая. Уже и этого театра нет. Смогли ли мы обратить внимание мировой общественности? Да».

Древний город превратился в руины. Восстановить сейчас в реальности сирийскую Пальмиру не представляется возможным. Но в Эрмитаже решили реконструировать уничтоженные памятники архитектуры. Для начала в гипсе. Колонны, статуи и целые здания отливали в специальных формах. Обстановка с виду напоминала старый-добрый урок труда в школе. Кстати, именно в школе как правило первый раз знакомятся с Пальмирой — фотография Триумфальной арки древнего города на обложке учебника истории. 

Михаил Кожуховский, начальник сектора по работе с волонтерами Государственного Эрмитажа:
«Мы не можем поехать в Пальмиру, мы не можем двигать камни. Но мы можем дать почувствовать хрупкость культурного наследия».

И почувствовать можно максимально точно. Ведь создавая заново красоты Востока в миниатюре, наблюдаешь видео и фотокадры руин, оставшихся от произведений античной архитектуры. Они простояли сотни лет, но снесены оружием XXI века. А потом разграблены. 

В Петербурге решились на реализацию и другой смелой идеи. 3D-модель утраченной Пальмиры. Это точнейшая интерактивная карта древнего города. 

Наталья Соловьева, заместитель директора Института истории материальной культуры РАН:
«Покажем мы вам ее также частично, если мы покажем ее полностью, то тут придется провести несколько дней».

Чтобы заслужить право на подобную иронию, ученым пришлось работать больше года. Осенью 2016-го состоялась экспедиция в Пальмиру. Территорию в 13 квадратных километров снимали с помощью дронов с различных высот для максимальной точности. 

После передачи сирийской стороне работы продолжатся, над геопозиционированием. Предполагается, что карта поможет наблюдать за изменениями в городе. 3D-модель, конечно, невозможно поставить на стол и рассмотреть детали, но технология действительно позволяет менять масштаб так, чтобы увидеть практически каждый камень на земле. 

Сергей Соловьев, научный сотрудник отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН:
«Самый главный храм Пальмиры Бэла, это вавилонское божество, как Зевс, Юпитер, храм Набу — это египетское божество, то есть повторюсь, это город, где мирно уживались разные народы».

Возможно, когда-нибудь политики и военные прекратят спор за сирийскую территорию, зато архитекторы разных стран возьмутся за восстановление Пальмиры. Уже не в гипсе и не за компьютерам, а стоя на мирной земле древнего города. Но пока звучат пушки, музы вынужденно молчат.