На железнодорожной машине времени в мятежный Петроград. Стать участником необычного путешествия предложили горожанам авторы проекта «Открытый город». В 1917 год, да еще и в компании революционно настроенных матросов отправился Александр Чуев.

«Ты ещё скажи, что ты против революции! Или ты против трудового народа?!» — «Трамвай до Смольного не идёт, сейчас мосты разводить будут».

Матросы требуют везти их прямо к Смольному. Сегодня там будет Ленин. На революцию его тоже подкинет трамвай. 

АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ,член правления Санкт-Петербургского союза краеведов
«В один из октябрьских дней 1917 года, уже в ночь он вышел в сопровождении Эйно Рахьи — финского большевика — и пошёл в Смольный. Они сели в 20 трамвай. И ехали в полупустом трамвае. Кондуктор сказал, трамвай идет в парк. В итоге они вышли на Нижегородской улице и пошли через Литейный мост пешком». 

У этого трамвая особый маршрут: от Кировского завода в мятежный 1917 год. Мимо проходных, откуда рабочие выдвигались на митинги, баррикад и тюрем, где революционеры гибли в борьбе за свободу и роскошных столичных особняков, чьи владельцы ударились в бегство. И хотя сам трамвай сделан уже в 1930-е годы, до места назначения он довезет. 

СЕРГЕЙ МАКАРОВ,председатель КГИОП Санкт-Петербурга 
«Неважно, каким образом погрузиться в эту эпоху. Это трамвай старый, он видел довольно много событий за свою жизнь, почему бы на нем не прокатиться. Даже пусть он будет революционным трамваем. Главное, что у нас есть матросы, которые передают дух той эпохи». 

Во время движения участников экскурсии развлекают чтением революционных газет, аутентичной музыкой. И ещё одна небывалая роскошь для пассажиров — раскалённый до красна самовар с угощениями. 

АЛЕКСАНДР ЧУЕВ,корреспондент
«В самоваре — морковный чай с шиповником. Популярный напиток в дореволюционной России. Употреблять его следует под музыку той эпохи и с белорусскими баранками. Их еще называли обваранки. От бубликов они отличаются тем, что сначала обваранки варят, отсюда и название, а уже потом обжаривают». 

В начале двадцатого века пассажиры могли купить билеты за три и пять копеек. В первом классе — сиденья из гнутой фанеры, никакой толкучки и знаменитого трамвайного хамства. Но даже там никогда не видели, чтобы простой кондуктор увлекательно рассуждал об искусстве и декламировал стихи. 

ВИКТОР ТУРАЛИН,экскурсовод 
«Трамвай — это один из символов революции. Вспомните Гумилёва «заблудившийся трамвай». У Бунина есть, у Евгения Замятина. Трамвай — медиатор, он — связующее между нашим миром и потусторонним. Мы в трамвае можем путешествовать во времени, в эпохи. Сегодня мы в машине времени». 

Пробежал трамвай революции мимо Финляндского вокзала, Особняка Кшесинской и крейсера Аврора. Последняя остановка — Марсово поле, мемориал Жертв революции. Время не пощадило своих героев.