Один из непременных атрибутов петербургской осени — фестиваль старинной музыки EARLYMUSIC. Фестиваль настоящих редкостей: оригинальных инструментов, специфических исполнительских техник и, разумеется, самой музыки — полузабытых сочинений из тех времён, когда существовали пышные дворы и изысканные усадьбы. В этом году EARLYMUSIC исполняется 20 лет. Свое путешествие во времени на этот раз фестиваль начал барочным балетом-аллегорией «Союз ветра и моря».

Павел Богданов, корреспондент: 
«История барочного балета «Союз ветра и моря» похожа на детектив. Музыку к нему в 1728 году написал шведский придворный капельмейстер Юхан Руман по заказу русского посла графа Головина специально к коронации Петра Второго. Но вот что было дальше, неизвестно. Исторических свидетельств об исполнении этого балета при дворе императора не сохранилось».

Хотя некоторые факты косвенно указывают на то, что именно эта постановка оказала большое влияние на историю балета в России.

Музыку Румана можно назвать новаторской, ведь он смешивал элементы разных национальных стилей, да так, что ни один танец нельзя назвать чисто итальянским или французским — каждый оригинален. Сюжет аллегории уже в наше время сочинил знаменитый немецкий хореограф-аутентист Клаус Абромайт.

Здесь есть и драма, и комедия. Все аллегорические картины связаны с морем, но не обязательно с мифологией. Море — взволнованная или спокойная женщина, ветер — напористый мужчина. Руман не объяснял своих замыслов музыкантам: здесь нет названий танцев, а партии не расписаны по инструментам.

Аутентичное музыкальное сопровождение и танцы словно при дворе Анны Иоанновны. Артистов в труппу «Барочного балета Анджолини» отбирают из числа выпускников Вагановки, но даже им требовалось полное погружение в материал. Что уж говорить о публике, для которой первый русский барочный балет — зрелище более чем необычное.

Сказочные нимфы и весёлые пираты. Как в детской книжке про приключения картинки сменяют одна другую. Словно не прошло почти трех столетий, людям по-прежнему хочется волшебства. Если не в жизни, то хотя бы на сцене.