В магазин за мечтой. Массовый эксклюзив, доступная роскошь, ширпортреб от кутюрье - понятия, по определению не несовместимые. Неожиданным образом они срослись, возбудив в народных массах запредельный шопоголизм. Анастасия Шахова расскажет, как сегодня воплощается в жизнь мечта и покупателя, и продавца, и производителя.

Толпа одержимых модой врывается в магазин, сметая все на своем пути. Вещи выхватывают друг у друга прямо из рук, и мужчины девушкам здесь не уступают. 

Причина такого ажиотажа — коллаборация… Когда коллекцию для демократичной марки создает известный дизайнер или мировая звезда. 

Оксана Федулова, директор по маркетингу и рекламе компании Fortgroup:
«Коллаборации — это такое новое слияние дорогого и более доступного бренда, он, наверное, позволяет привлечь молодую аудиторию, и торговый центр здесь может только сказать, что это хорошо сказывается на привлечении вот этой молодой современной аудитории. Потому что известные бренды, известные линейки становятся более доступны».

История коллабораций началась в 1959 году, когда французский кутюрье Пьер Карден создал коллекцию для универмага. За это он был исключен из синдиката высокой моды, но ненадолго — успех был слишком велик. 

Люба Попова, профессор Новой академии художеств Милана (NABA):
«После войны поколение так называемых «беби бумов», те, кто родился после Второй мировой войны, началась очень сильная реконструкция экономики послевоенной во всех европейских странах. И создался новый рынок людей, более требовательных к стилю, которых уже не удовлетворяла просто готовая одежда».

Модные бутики не сразу приняли такую синергию. По-настоящему популярной она стала уже в наши дни.
 

Анастасия Шахова, корреспондент: 
«В 80-е годы американский дизайнер Айзек Мизрахи продавал одежду по 20 тысяч долларов за вещь, но к 2000-м его компания обанкротилась, и он остался не у дел. В результате кутюрье создал капсульную коллекцию для демократичной марки таргет и не прогадал. Коллекция принесла ему 300 миллионов долларов и позволила перезапустить производство».

Гуру коллаборации — шведская марка H&M. В 2004 году она запустила линейку с самим Карлом Лагерфельдом, директором дома «Шанель». Успех был настолько велик, что коллаборации стали ежегодной традицией.
 

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group:
«Прежде всего обороты массовых компаний в десятки, а то и в сотни раз превышают обороты люксовых брендов. Как это ни странно звучит. Так, например, коллаборация H&M с Бальменом, которая принесла Бальмену около двух миллионов долларов, так вот, обороты H&M в 550 раз выше, чем обороты модного дома Бальмен».

Таких примеров уже сотни. Лемэр сотрудничает с «Юникло», Раф Симонс — с «Адидас», Кензо — с «Ванс». В России Алла Пугачева запустила обувную линейку для «Эконики» еще в 1996 году. А гимнастка Лайсан Утяшева создала женскую коллекцию для «Баон».
 

Ольга Чашникова, генеральный директор фабрики по производству трикотажа и текстиля:
«Молодежь теперь как раз, они теперь ловят все эти идеи в воздухе, поэтому они не смотрят на какие-то конкретные бренды, это все сейчас настолько переплетается, эта высокая мода, какой-то масс-маркет. Это так все в друг друга впивается. И молодежь это все чувствует».

Вот и сходятся эксперты на том, что будущее моды — это коллаборации. Ведь для высоких дизайнеров это возможность не только прогреметь на весь мир, но и заработать миллионы.