Выставка «Скульптор Аникушин» сегодня открылась в Петербурге. Экспозиция посвящена 100-летию со дня рождения одного из ведущих скульпторов советской эпохи, в нее вошли работы разных лет. Автор памятника Пушкину на площади Искусств, монумента героическим защитникам Ленинграда. Как творил мастер, расскажет Дарья Жура.

На людях и в мастерской словно два разных человека. Михаил Аникушин в жизни был как актер на сцене. Душа компании, балагур и радушный хозяин. Родственники и знакомые скульптора вспоминают: в его доме всегда звучал смех. Но за дверью рабочего кабинета всё менялось. Там каждый предмет на счету. На столе письма и черновые наброски. Рядом папки с материалами: статьи, фотографии и репродукции. Творить Аникушин любил под музыку. Во время работы часто ставил себе любимые пластинки. 

Нина Аникушина, дочь Михаила Аникушина:
«У него могло играть радио, он мог петь, он мог свистеть себе какие-то песни. Он очень любил слушать музыку. Он ставил Шаляпина. Он ставил, у него были любимые пластинки «Голоса птиц», как в лесу как будто, но это его не отвлекало».

Почти всю жизнь посвятил Пушкину. Перечитывал его произведения, путешествовал по пушкинским местам. Неудивительно, что в центре юбилейной выставки статуя именно этого классика. Памятник с одноименной станции метро в Вяземский переулок доставили около десяти лет назад. Гипсовую скульптуру повредили вандалы. Отбили руку и носок туфли. Чтобы восстановить статую, потребовался год. Часть повреждений реставраторы устранили. Однако кисть поэта со сколотыми пальцами не тронули. 

Людмила Титова, заведующая филиалом Музея городской скульптуры «Мемориальная мастерская Михаила Аникушина»:
«Решили вообще не трогать пальцы, потому что это настолько авторский момент, рука. При том, что на станции метро «Пушкинская» рука, уже сделанная реставраторами неизвестными. Я не знаю. Это явно рука не Аникушина. Поэтому мы не стали просто вмешиваться».

Еще одна работа скульптора в соседнем зале. Это так называемый «Золотой мальчик». Автор определил ему место на площади Победы. Но из-за запрета партии фигуры обнаженного ребёнка и женщины-блокадницы в платке так и не появилась среди героев-защитников Ленинграда. Сам Михаил Константинович об этом вспоминать не любил. Тайну раскрыли лишь спустя годы.