Вторая жизнь решетки возле ризницы храма Спаса На Крови. Сегодня специалисты комитета по охране памятников оценили, как идет реставрация пожалуй самой красивой ограды Петербурга. Когда архитектурный ансамбль, обрамляющий Михайловский сад, вернется к первозданному виду, знает Артём Шарипов.

Незакрытые сеткой части ограды привлекают редких туристов. Исключительно иностранных. Видимо, тех, кому российская старина особо по душе. К ризнице собора примыкает ограда, сделанная сто лет назад. 

Артём Шарипов, корреспондент:
«Реконструкция в начале, но итог ее можно увидеть в живую уже сейчас. Вот, на той стороне дороги, ограда Михайловского сада. Когда-то это был единый комплекс. В будущем ограда и у ризницы буде выглядеть вот так».

По сути это одна и та же ограда, но в шестидесятых годах ее разъединили и развернули по сторонам. Та, что осталась у храма, позже осталась и без внимания. И капитально не ремонтировалась с тех самых пор, как в начале века ее создали по проекту архитектора Альфреда Парланда. 

Сергей Макаров, председатель КГИОП Санкт-Петербурга:
«Отдельные утраты в советское время пробовали восстановить, но странным способом, селуминов использовался, легкий металл, но он неподходящий под ограду».

Неподходящий металл покрылся ржавчиной, и ограда с той, что стоит через дорогу, уже не в вровень. Бедный родственник. Впрочем, оказался неподходящим и также потерял исторический облик гранит. А значит вторая часть работ — сохранить и воссоздать цоколь. 

Сергей Блинов, директор компании-подрядчика:
«Рапакиви, гнилой камень, он оправдывает своё название, сколы, утраты».

Утраты восстанавливают кузнецы. Те части, что сохранились, очищают или делают заплатки, а то, что утрачено, куют по чертежам заново. На одну деталь уходит до пяти дней работы. 

Впрочем, это лишь оттачивает мастерство кузнецов. Опыт, приобретённый на деталях петербургских оград, помогает в частных заказах. 

Александр Николаев, кузнец высшей категории:
«Спинка кровати, например, я видел Михайловского сада… Кто-то себе ворота сделает по этом образцу».

В работе мастера ориентируются на фотографии дореволюционного Петербурга. Большинство снимков использовали при реконструкции в 2003 году, той части решетки, что ограждает Михайловский сад. 

Ирина Воинова, главный архитектор проекта:
«Есть фотографии Прокудиа-Горского. Первое цветочное. Тридцатых есть и пятидесятых годов. Девушка и парень сидят на фоне этой ограды».

Ограда, на фоне которой когда-то фотографировались и Романовы, обновляется небыстро. В этом году закончат только три части из пяти, остальные две, те, что ещё не демонтировали, отреставрируют в следующем.