Сериал «Игра престолов» и книги Джорджа Мартина, нравятся они кому-либо или нет, уже стали культовым явлением. Тут не поспоришь. К примеру, в престижнейшем Гарвардском университете с этого года откроется специальный курс истории по мотивам произведений Мартина.

Авторы курса таким образом хотят и интерес студентов пробудить, и об истории нашего реального мира рассказать. Ведь придуманный Джорджем Мартином Вестерос не полностью фэнтезийный. Какие исторические параллели связывают его с реальностью, узнаете из обзора.

«Все мы, писатели, создаём новые миры», — говорит Джордж Мартин. И эти миры должны быть достоверными и детально прописанными. Так, придумывая Стену — гигантское оборонительное сооружение, защищающее границу Семи королевств, — он, вероятно, обратился к истории британских островов. Где в I веке была возведена «Великая английская стена» — Адрианов вал — для защиты от набегов варваров. Сохранившиеся развалины сегодня можно увидеть вблизи города Ньюкасл.

«Властелин Колец» — великолепный образец жанра фэнтези. Хотя в толкиеновской саге Джорджу Мартину не хватило одной составляющей — религии. В своей «Песне льда и пламени» эту тему он стороной обходить не стал. И придумал религиозное движение — Воробьи — пытающееся навести порядок в «развращенном» Вестеросе, и многим напоминающее европейское Реформаторство. Хотя надо отметить, что глава церкви — Его Воробейшество — скромности и богобоязненности от послушников добивается уж совсем жестокими способами.

Жестокости на страницах книг Джорджа Мартина вообще много. Один из самых драматичных эпизодов саги — Красная свадьба, гостей которой перерезали «радушные» хозяева дома. Исторических параллелей у этого события несколько. Малоизвестные у нас страницы шотландской истории — «Чёрный ужин» в Эдинбурге и «Резня в Гленко» — массовые убийства на средневековых пирах. И резня в Варфоломеевскую ночь. Сам Мартин не скрывает: написание Красной свадьбы стало самым сложным испытанием за всю его писательскую карьеру.

Любимый герой самого Джорджа Мартина — Тирион Ланнистер — карлик голубых кровей, проницательный и не лишенный чувства юмора. Сам писатель заявлял: прототипом Тириона является английский король Ричард III. Монарх не был карликом, но легенды, одна из которых создана Шекспиром, описывали его как уродливого человека с ссохшейся рукой и горбом. Не скрывает Джордж Мартин, что другим прототипом героя стал он сам.