Юсуповский дворец уже совсем скоро предстанет в обновленном виде. Реставрационные работы выполнены сейчас на 70 процентов. Полностью уже готова Дубовая столовая. Чтобы вернуть исторический вид, специалисты использовали семь пород дерева. Некоторые элементы обновлять не стали, но вот часть деталей пришлось заменить на современные. Уникальную отделку оценил Александр Одинцов.

Лампочки на люстре появляются в последнюю очередь. Кстати, она — первая электрическая в Юсуповском дворце. Сохранилась с конца XIX века. Резные путти — маленькие человечки, гирлянды из цветов и плодов, крылатые женские фигуры — к реставрации подошли в хорошем состоянии. Как и дубовые элементы стен. 

Нина Кукурузова, директор Санкт-Петербургского дворца культуры работников просвещения:
«Мы очень рады, что этот интерьер возродился, потому что в 1986 году при пожаре вот эта вся удивительная резьба вся покрылась сажей. И сажу сняли, но сделать этот так, как сделали реставраторы в этот год, было невозможно. Я всегда говорю, они были очень бережливыми хозяевами, мы продолжаем их традиции».

И на люстре, и на декоративной резьбе Дубовой столовой восполнили лишь некоторые утраты. В отличие от простенок. В советское время вместо орнаментального штофа их закрыли другой тканью. А уже в наши дни реставраторы обнаружили остатки фрагментов материала владельческого периода. Обновлять их, разумеется, не стали. 

Слава Симкина, начальник отдела памятников декоративно-прикладного искусства КГИОП:
«Этот штоф, который в общем в неважном состоянии, очень хотелось экспонировать. А как, когда он сыпется? И тогда реставраторы из Этнографического музея достали потрясающую синтетическую ткань, которая вообще ничего не весит, пять граммов на квадратный метр».

Но по выгоревшим остаткам невозможно было определить первоначальный цвет. Его, как говорят в Юсуповском, домыслили. Материал заказывали на Московской мануфактуре. Сейчас столовая выглядит как в 90-е годы века XIX. Хотя изначально помещение не предназначалось для обедов вовсе. 

Александр Одинцов, корреспондент:
«Изначально здесь находился зимний сад. Архитектор Бернар Симон создал его в 1840-м. Но примерно через пол века князь Юсупов захотел увидеть здесь столовую. И она, кажется, только в названии дубовая. Пород дерева для декора здесь применялось гораздо больше. Только наборного паркета их было семь разновидностей».

В этом случае повезло, породы ценной древесины, из которых собирали этот паркет, существуют до сих пор. Окончание реставрации Дубовой столовой обошлось в 60 миллионов. 

И оно словно передало эстафетную палочку соседнему залу Виги. Где, к слову, на полу и предстоят самые масштабные работы — комната проходная. Этот марафон культурно-исторического ремонта здесь идет уже с 2012-го. 

Сергей Макаров, председатель КГИОП:
«За пять лет город профинансировал реставрацию ограды, сада, фасадов, Мавританской гостиной, Белоколонный зал. В этом году работы будут выполнены на 218 миллионов рублей».

Во дворце говорят: исторический вид вернули 70 процентам помещений. Среди них и Белоколонный зал — самый сложный в плане реставрации, и грандиозная Мавританская гостиная. А вот подходы к ней — личные покои старого князя — еще потревожат, ведь они тоже в очереди на возрождение.