Искусствовед Александр Васильев вместе с Императорским фарфоровым заводом представил в Петербурге коллекцию сервиза «Прелестница». На чайных парах дамы в нарядах первой половины XIX века, воссозданные по мотивам французских гравюр из собрания Эрмитажа.

В день презентации корреспонденту телеканала «Санкт-Петербург» удалось взять интервью у Александра Васильева. 

ЯНА ПЛУКЧИ,корреспондент:
«Александр Александрович, здравствуйте. Сегодня вы представляете капсульную коллекцию «История моды» Императорского фарфорового завода. Расскажите о ней подробнее, как она создавалась».
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ,искусствовед, декоратор, художник:

«Много лет я собираю исторические костюмы, в моей коллекции 65 тысяч единиц хранения. Это одна из самых больших частных коллекций. Фарфор — это часть моей жизни, я очень люблю пить чай. Больше пью чай, чем кофе. Любовь к историческим модным иллюстрациям побудила меня придумать новую концепцию, очень характерную для XIX века, отобразить элементы мод позапрошлого века в сочетании с прекрасным по качеству императорским фарфором в традиционной форме и создать что-то, что особенно понравится не только петербурженкам, но и всем дамам и их кавалерам в России. 

Сюжетные чашки и тарелки — это то, что реже всего встречается. Часто это цветочный орнамент, геометрический орнамент, знаменитая и очень коммерчески раскрученная синяя сетка. Она прекрасна, но ей уже хороших 70 лет. И это не значит, что Императорский фарфоровый завод, которому почти 300 лет, не может меняться. Он тоже должен обновлять свой ассортимент, не забывая об уникальных авторских вещах, ведь многие художники сотрудничают с ним. 

Они делают каждый год новые тарелки, новые чайники, часто очень дорогие по своей работе. Например, фигурки Михаила Шемякина чего стоят — они произведение искусства. Но есть другая категория фарфора, который должен быть для каждого дня и доступен огромному количеству эстетов, у которых деньжат на очень дорогие вещи нет, а желание украсить свой дом существует. Поэтому я лично разработал и придумал вот эту самую коллекцию, в которой изображены все картинки из моей личной коллекции. 

Я собирал их много лет, такое собрать не просто, и в некоторых библиотеках, в том числе и в Петербурге, подобного рода картинки встречаются. Но там будет авторское право библиотеки, право на репродукцию, их, извините, коммерческая маржа и так далее. А тут мы один на один. Историк моды vs, собственно говоря, Императорский фарфоровый завод. А так как у меня еще есть и замечательная организация «Лилии Александра Васильева», которая дает возможность людям получать призы, путешествовать по интерьерам, рассказывать о качестве архитектуры, то я придумал объединить вот эти самые «Лилии» с этими прекрасными чашками. Причем по цвету они могут составить счастье каждой женщины. У вас интерьер в зеленых тонах? Прекрасно, вот вам такая пара! У вас интерьер в розовых тонах — мы найдем. В желтых, фисташковых, голубых. Потому что эти тона могут соответствовать вашей скатерти, а может цвету вашей мебели, а может вашим занавескам, а может вашим глазам. Тут же очень много разных отправных вещей. 

Первая коллекция — «Прелестницы» — имела за короткое время ошеломляющий успех. Она была продана в очень большом количестве за короткое время во многих коммерческих точках: в магазинах, фирменных магазинах Императорского формового завода. 

Но без мужчин жизни нет. И я почему-то верю, что коллекция мужчин будет еще более популярна среди женщин, чем коллекция женщин. Во-первых, потому что мужчин в России меньше, чем женщин. И каждая хочет хотя бы на чашечке, но своего мужичонку. Если в доме нет, то на чашке — есть. Уже можно посмотреть и сказать: «Это мой идеал. Вот такого принца я хочу». 

Я вам расскажу смешной анекдот. Старушка повстречала фею, и фея сказала: «Три желания, любые, только ради вас». Старушка говорит: «Я хочу роскошный, богатый дом. — Пожалуйста! — Я хочу быть молодой и красивой. — Пожалуйста! — И я хочу, чтобы мой кот стал великолепным молодым принцем». Кот стал принцем. Принц обращается к молодой девушке и говорит: «Ну что, жалеешь теперь что меня кастрировала?»

ЯНА ПЛУКЧИ,корреспондент:
«Александр Александрович, почему был выбран именно этот период в истории моды?»
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ,искусствовед, декоратор, художник:
«Потому что чашки этой формы являются самыми классическими чашками пушкинской эпохи. И так как это наиболее старинная из существующих сегодня на заводе классических форм чашек и классических форм блюдец, связанных с историей Петербурга, я хотел передать атмосферу именно этой эпохи романтизма, пушкинской эпохи. А сегодня день рождения Пушкина. Ну как же мы 6 июня не будем радоваться этой пушкинской теме. Ну хотя бы один человек в России может проявить свою интеллигентность и поздравить великого поэта великим фарфором».
ЯНА ПЛУКЧИ,корреспондент:
«В будущем планируете еще коллекции?»
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ,искусствовед, декоратор, художник:
«Конечно! Но вы понимаете, чем меньше мы рассказываем, что мы планируем, тем лучше будет успех. Во-первых, есть конкуренты, всегда и у всех. Во-вторых, есть тролли-недоброжелатели, которые в интернете, пока еще не выпустили, а они уже заклюют и измордуют. Зачем? Пусть они потом кусают себе пальцы, когда мы выпустим. Я даже про «Прелестниц» молчал пока не вышло. Про «Денди» вообще никому не сказал. Пускай будет сюрпризом, новой радостью. А другие думают: «Сидит Васильев с Императорским, ничего там не делает». А он делает. И мы будем делать еще и еще, а вот что мы будем делать, мы не скажем».
ЯНА ПЛУКЧИ,корреспондент:
«Купить эти произведения искусства сможет любой человек?»
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ,искусствовед, декоратор, художник:

 

«Еще как! Любой человек, потому что у них цена очень доброжелательная. Поэтому сегодня вы увидите, как женщины будут разрывать прилавки, сметут все. В Москве у нас была презентация, и дамы покупали по шесть чашек».

ЯНА ПЛУКЧИ,корреспондент:
«Спасибо Вам больше за интервью».
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ,искусствовед, декоратор, художник:
«Спасибо Вам! И я рекомендую всем отпраздновать этот Пушкинский день рождения приобретением пушкинской чашечки. Вот и будет вам счастье. Спасибо!»