Здание, построенное в середине XIX века и получившее имя от своего первого известного хозяина — крестьянина Брусницына, сохранило немало элементов внутреннего убранства. Сохранились и легенды, связанные с особняком. Не вполне понятно пока лишь его будущее. Татьяна Баженова продолжит.

Непарадная сторона Васильевского острова, невзрачные промышленные здания и купеческая роскошь: на Кожевенной линии старинный особняк Брусницыных резко выделяется. Памятник федерального значения сейчас практически заброшен.

ТАТЬЯНА БАЖЕНОВА,Информация об авторе
«Хозяев особняк лишился в 90-х, и с тех пор роскошное здание ждет ремонта. Пожалуй, в самом удручающем состоянии сейчас мраморная парадная лестница. Здесь обшарпаны стены, утрачены элементы декора, а главное, протекает потолок. Не за горами и обрушение штукатурки».

Возвели каменный особняк, обращенный на берег, в 1770-х. Буквально через десятилетие по указу Екатерины II здание окружили кожевенные заводы. Несколько раз дом перестраивали. Спустя почти век владельцами стали купцы Брусницыны. Жилище семья отделала изысканно: залы с деревянным резным декором, просторная оранжерея, кальянная в мавританском стиле.

ВИКТОР ВОРОНИН,начальник отдела государственного учета объектов культурного наследия КГИОП:
«Ни в одном из петербургских дворцов вы такой резьбы не увидите. Степень сохранности такова, что мы видим первоначальное золочение».

К счастью, помещения особняка хорошо сохранились. Белый зал по-прежнему поражает своим изяществом: стены и потолок отделаны декоративными панелями. Это резьба по дереву и папье-маше, а не гипсу, как было принято.

Спасти здание, говорят специалисты, можно только если бизнесменов не оттолкнет неприглядное соседство.

ВАЛЕРИЙ БУРОВЕНКОВ,директор филиала АУИПИК по СЗФО:
«Если кто-то из инвесторов учтет это всё, сможет вдохнуть в это место жизнь, то, может, обшарпанные виды из окна будут и не так страшны».

К концу лета в особняке Брусницыных проведут противоаварийные работы. Замена только внутренних конструкций обойдется в 30 млн рублей. А на то, чтобы возродить купеческий дом, надо в десятки раз больше.