Сегодня впервые после реставрации показали церковный павильон Большого Меншиковского дворца. Хотя работы впереди еще много, уже есть чем похвастаться.

Во время проведения работ специалисты применили довольно новый для нашей страны способ сохранения экспонатов. Значительную часть, просто ее укрепив, оставили в том виде, в котором они дошли до наших дней. Например, лепнину и карнизы самого Ринальди.

АННА БЕЗКРОВНАЯ,корреспондент:
«Еще около года посетителям Ораниенбаума придется подождать, прежде чем они увидят обновленную церковь Большого Меншиковского дворца. Основные работы по интерьеру завершены, но осталась одна из самых непростых частей — живопись на стенах. Изображений здесь около 50. Каждую из картин пришлось создавать почти с нуля».

Почти все полотна были утеряны. Лишь два подлинника есть в коллекции Эрмитажа. Но состояние картин не позволило передать их даже на временное хранение. Сделанные копии стали главными ориентирами для реставраторов. Ведь сохранившиеся черно-белые снимки не передавали цветовой гаммы.

ЮРИЙ БОБРОВ,профессор, академик РАХ, заведующий кафедрой реставрации живописи Санкт-Петербургского государственного академического института живописи и скульптуры им. И. Е Репина:
«При воссоздании изображений для интерьера храма и иконостаса пришлось использовать аналоги того времени. И во многом воздавать такую творческую реплику, версию той живописи, которая была здесь исторически».

Если живопись буквально создавали заново, то значительные части интерьера подлинные. В XX веке в церкви располагались мастерские Балтийского флота. Когда реставраторы сняли слои штукатурки, обнаружили лепнину и карнизы самого Ринальди.

СЕРГЕЙ ПАВЛОВ,главный архитектор ГМЗ «Петергоф»:
«Было принято решение ее не реставрировать в привычном смысле этого слова. Было принято решение о консервации. Эта практика очень распространены в Европе, но у нас в таких объемах этого практически не делалось».

Законсервировали почти 40% интерьера. Но сказать, что сейчас церковь выглядит почти так же, как при Меньшикове нельзя. В XVIII веке убранство меняли дважды. После — несколько раз проводили реставрацию. Сейчас храм с золоченым и серебрёным иконостасом приближен к облику конца позапрошлого столетия.

ЕЛЕНА КАЛЬНИЦКАЯ,генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
«Перед вами первый масштабный итог нашей работы. По сути — это иконостас Ивана Зарубного и ансамбль живописи, который восстановлен нашими друзьями и партнерами. Конечно, сейчас у этого храма будет другая, музейная жизнь. Она будет особой».

До новой жизни, открытой для гостей, еще месяцы работы. Художникам предстоит восстановить около 30 картин. Они будут доступны для осмотра посетителями только летом. Чтобы сохранить экспонаты, в Петергофе решили отказаться от отапливания церкви.