Трагедия немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гете «Фауст» в разное время вдохновила сразу несколько композиторов на написание музыкальных произведений.

Гектор Берлиоз написал оперу «Осуждение Фауста», итальянец Арриго Бойто создал «Мефистифеля», а Шарль Гуно — оперу с одноименным названием «Фауст». Именно она, впервые увидевшая свет рампы в 1869 году, стала самой известной из перечисленных. Она же вдохновила на постановку режиссера Юрия Александрова, который в день рождения Петербурга представил свою версию истории о докторе Фаусте и коварном Мефистофеле. На премьере побывал Павел Богданов.

В постановке «Санктъ-Петербургъ Оперы» действие перенесено в наши дни. Главных героев сделают пациентами, а Мефистофеля — главврачом маленькой психиатрической клиники, который проводит свои эксперименты над человеческим разумом.

Впрочем, несмотря на экспериментальное сценическое решение, на то, что некоторые эпизоды в этой версии поменяли местами, к музыке Шарля Гуно Юрий Александров отнесся предельно бережно, называя ее великой. 

Подчинить разум и душу людей пытались и пытаются тоталитарные режимы по всему миру. Эффектный видеоряд, созданный художником-постановщиком спектакля Вячеславом Окуневым, напоминает об этих черных моментах в истории человечества. А потому Мефистофель — не просто карикатурный дьявол с рожками, он самый обычный человек и, может быть, где-то совсем рядом. От этого еще страшнее.

«Люди гибнут за металл», — слова из куплетов Мефистофеля в одном из самых ярких моментов спектакля становятся его рефреном. Продать свою душу и тело за вечную молодость и любовь… любовь к деньгам, славе, чувственным удовольствиям. Тема, которая просто не может потерять актуальности. Ни 150 лет назад, ни тем более сейчас. Все остальное — детали.