Амазонки — героини древнегреческих мифов, воительницы с крутым нравом, уверенные, что их место далеко от семейного очага. Во все времена этот образ завораживал как людей искусства, так и реальных, совсем не мифических женщин с характером. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков подготовил экспозицию «Амазонки в веках». На ней представлены картины из собраний Русского музея, Музея театрального искусства, Академии художеств, а также из частных коллекций Москвы и Петербурга. На выставке побывала доблестная Дарья Патрина.

Услышав название «Амазонки в веках», так и представляется галерея воинственных и брутальных женщин, властительниц дум и завоевательниц мира. Но атмосфера на выставке лишена всякого гендерного накала. Скорее она лирическая. 

Ольга Толстая, куратор выставки:
«Этот термин очень широко трактуется. Амазонки в переводе с древнегреческого и вместе живущие женщины, и женщины-воины, и женщины превосходные… И это дало нам возможность под этот термин подогнать очень разные трактовки женского образа…»

Утонченная красавица, дерзкая муза, статная продавщица, пулеметчица ОСАВИАХИМа и энергичная председатель колхоза товарищ Олимпиева — выставка охватывает столетний период развития женского образа от начала XX века до первых лет XXI. В этой бурной для нашей страны эпохе было немало моментов, когда от женщин требовались сила, напор и смелость. И женщинам это нравилось, как молодой трактористке с картины Виктории Белаковской.

Анатолий Заславский, художник:
«Абсолютная искренность, и ей искренне нравятся и эта девушка, и ее желание быть трактористкой. Что касается темы амазонства, тогда она действительно была…»

Амазонки на выставке — не только героини, но и авторы. Александру Экстер друзья называли скифской всадницей, а в истории живописи она — «амазонка авангарда». Наталью Нестерову называли «новой амазонкой». Хотя ее «Букет», представленный в экспозиции, — такой солнечный и нежный… 

Впрочем, большинство авторов — мужчины. Как и должно быть в мире, наступившем после эпохи амазонок. К счастью, это тот случай, когда победители испытывают перед побежденными восторг.

Владимир Загоров,художник:
«Когда художник пишет женщин, он вкладывает лучшее — это восторг. Это может быть энергичная женщина, или задумчивая, но это — восторг…»

Для зрителя самый верный ход. Переступив порог выставки, забыть об амазонках в названии и оставить гендерные войны в стороне. И просто любоваться женскими портретами. Такая концентрация женских образов на один квадратный метр встречается редко.