О стартапах. Но не у нас, а в Израиле. Между прочим, там количество вновь созданных компаний на душу населения превосходит уже даже американские показатели.

Официально, правда, Израиль на третьем месте в мире в списке ведущих стартап-хабов. Но не за горами лидерство, ведь только за 2016 год там было инвестировано почти 5 миллиардов долларов в 660 стартап-компаний. Как они это делают и как попасть на этот рынок, узнавала Анастасия Шахова.

Рынок Израиля вроде бы невелик, но возможности для новых компаний открывает колоссальные. Здесь налажены связи со многими странами, а получить финансовую поддержку вполне реально. Главное, чтобы идея была интересна. 

МИХАЭЛЬ ЛОТЕМ, генеральный консул Государства Израиль в Петербурге: 
«Например, возьмем интересный стартап в России, который так же будет интересен офису главного ученого в министерстве экономики Израиля. Теоретически вы можете получить поддержку, если вы переедете туда, подпишите контракт с израильтянами и попадете в бизнес-инкубатор и так далее. В это случае вы можете получить до 85 процентов поддержки, 85 процентов денег на развитие вашего стартапа». 

В Израиле очень развита система государственных инкубаторов, которые сотрудничают с главным венчурным офисом. Общая сумма может доходить почти до миллиона долларов. И самое главное — ждать годами не придется. Израильтяне знают цену времени, особенно когда речь идет об инновациях. 

Стив Штайн, управляющий партнер израильского медицинского инкубатора: 
«Я могу вам сказать, что израильтяне очень быстрые, они все время в движении — с раннего утра до поздней ночи. Они не отдыхают, если им в голову пришла какая-то идея в 4 утра, они встанут и будут над ней работать в 4 часа». 

В России система акселераторов пока проседает. Хотя программа для стартаперов вроде бы та же, что в Израиле. Петербуржец Сергей Фрадков еще в 2012 году основал у нас при ИТМО акселератор и венчурный фонд. Дела шли не плохо, но на выходе многие стартапы сталкивались с тем, что сложно было найти инвестора в России. В итоге Сергей иммигрировал в Израиль. Теперь запускает совместную программу, объединив наработанный у нас опыт и возможности, которые есть там. 

СЕРГЕЙ ФРАДКОВ, управляющий партнер стартап-акселератора: 
«В основном потому, что все венчурные фонды, которые там 2-3 года назад активно инвестировали в Россию, сейчас это делать перестали. Перестали делать по причине того, что они проинвестируют в компанию, а дальше ей очень сложно выйти на рынок и на международный рынок». 

Вот наглядный пример: Россию почти не знают в мире на рынке медицины. Продвигать новый продукт, сделанный у нас, в этой сфере крайне сложно. А через Израиль — запросто. К тому же в конце 2016-го там запустили стартап-визы. По ним можно жить в стране целых два года и рассчитывать на финансовую поддержку проекта, находящегося на стадии идеи или готового бизнес-плана. Помощь существенная — до 52 тысяч долларов. 

ИГОРЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, генеральный директор консалтинговой компании:
«Ключевая ошибка — это не понимание того, где стоит современная индустрия, на каком она находится уровне, что ей нужно предлагать».

Сейчас Израилю особенно интересны разработки в области водоочистки, энергетики, сельскохозяйственные технологии. Кроме того, начинают развивать нефтегазовый сектор в связи с обнаружением месторождений. И ждут новых прорывных идей, которые, скорее всего, примут и поддержат.