Несмотря на санкции, Америка остается четвертым торговым партнером Петербурга. Вывести свой продукт на этот рынок — мечта для многих петербургских стартапов.

И вполне обоснованная — рынок этот открыт, здесь много инвесторов и вполне реально привлечь финансирование. Но вот учитывать при этом нужно много нюансов. Каких? Ответ на вопрос знает Анастасия Шахова. 

Никита родился в Петербурге, окончил Военменх и в 90-х уехал покорять Новый Свет. Сейчас у него крупная компания, которая занимается сверхбыстрой обработкой данных. Говорит, то, что в России покажется высокой конкуренцией, для США — тепличные условия. Даже самая уникальная идея не принесет денег, если не уметь ее продавать. 

НИКИТА ИВАНОВ, CEO и технический директор стартапа GridGain: 
«Это красивая сказка, которая, к сожалению, практически никогда не работает. За любым продуктом стоит огромное количество маркетинга, сервиса, бизнес-девелопмента — всех этих красивых слов, которые зачастую мы боимся повторять. На самом деле — это то, из чего строится бизнес».

Денег в Америке действительно много. Объем венчурного рынка — в 150 раз больше, чем в России. Но найти инвестора — все равно сложно. 

МИХАИЛ АВЕРБАХ, управляющий партнер IdealMachine, руководитель программы iDM USALanding: 
«Есть известная шутка- поговорка: «Инвесторы всегда придут к вам на выручку. Если она у вас есть». Для американского инвестора важнее всего присутствие компании в Америке, ее продажи, он видит тракшн, с какой скоростью вы приобретаете новых инвесторов, сколько вы зарабатываете с каждого инвестора».

Исключения, конечно, есть. Петербурженка Зоя создала систему персональных рекомендаций, основанных на поведении людей в интернете. С этим стартапом обратилась за поддержкой в международный фонд. И получила предложения сразу от трех государств: США, Арабских Эмиратов и Германии. Но пока занималась переездом, сама технология уже устарела — пришлось переформатировать продукт. 

ЗОЯ НИКИТИНА,CEO eContenta:
«Первые мои продажи. Взаимодействие с клиентами. Они все время говорили: «И что?». То есть самого моего предложения для них было недостаточно, потому что это уже все пройденный этап. То есть мало того, что нужно понимать то, что происходит сейчас, еще чуть-чуть заглядывать в будущее. Поскольку к нам технологии приходят позже».

Преодолевать приходится и различия менталитета. В общении американцы очень толерантные и всегда стараются приободрить собеседника. Русскому человеку такую вежливость легко спутать с реальным интересом. 

НИКОЛАЙ ДАВЫДОВ, сооснователь венчурного фонда Gagarin Capital:
«Если американский фонд говорит тебе this is fine — это означает не это хорошо, это означает на самом деле это хреновая штука, но я вежливый и не скажу тебе об этом. Вот если он говорит this is amazing, absolutely awesome, если он говорит или там восхитительные и невероятные прилагательные, тогда он действительно считает, что это круто».

В целом к местным особенностям люди адаптируются достаточно быстро, а русские таланты высоко ценятся за границей. По некоторым оценкам, треть всех стартапов Кремниевой долины имеют русскоговорящего сооснователя.