Традиционный Пасхальный фестиваль в Зальцбурге в этом году отмечает своё 50-летие. Встречая круглую дату, самый дорогой в мире музыкальный форум решил обновиться. В программе появилась не классическая, а современная камерная опера — «Лоэнгрин». От Вагнера в этой постановке — одно лишь название, её автор — итальянский композитор Сальваторе Шьяррино. Человек, который так и не окончил ни одно высшее музыкальное заведение, что не мешает ему удивлять самых искушённых оперных ценителей. Камерный фестиваль продолжается в эти дни и в Петербурге на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера». На нём побывал Виктор Высоцкий.
Фестиваль камерных опер можно сравнить с выставкой малогабаритных автомобилей, самолетов, портативных компьютеров, карликовых пальм. Он нарушает стереотип, что опера — это обязательно долго, громоздко и дорого.
Всего несколько действующих лиц, минимум сценического оснащения: камерная опера — это буквально опера в комнате. Или такая, которая помещается на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Поэтому лучше всех знает, что это такое, художественный руководитель этого театра, он же создатель фестиваля Юрий Александров.
Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: «Камерная опера — это опера, сыгранная крупным планом. Есть такая поговорка, что дьявол скрыт в деталях. Вот деталь, взгляд должен быть очень точно выверен. Мезансцена, переход».
К шедеврам камерных опер относится и «Замок герцога Синяя Борода» венгерского композитора Белы Бартока. На сцене двое: герцог и его очередная жена-жертва. Сзади проекция, на которой цветовыми коллажами обозначаются комнаты, куда хочет проникнуть несчастная Юдит. Больше ничего: только музыка и игра актеров.
Яра Сокол, оперная певица: «Очень много работали над деталями. Это тоже как-то гипнотически для публики. Потому что это ближе, они видят больше деталей, что мы можем увидеть на большой сцене».
Благодаря тому, что камерную оперу можно фактически сложить в чемодан и привезти, на одной маленькой сцене показывают спектакли от разных производителей в самом широком стилистическом диапазоне: от эпохи барокко до ХХ века — сплошь редкости.
В Петербург приехали «Геликон-опера», Варшавская камерная опера, театр Покровского и другие.
Площадка-гостеприимец участвует в фестивале двумя названиями: «Сельской честью» Масканьи и «Корневильскими колоколами» Планкетта. Текст хора из последнего «Смотрите здесь, смотрите там» вполне может быть использована как слоган фестиваля.