Далее о реновации так называемого серого пояса — промышленной зоны. Она уходит в режим ожидания. Проекты приходится замораживать — никак не получить документы. Инвестор на заводе «Красный выборжец», который хотел вложить 15 миллиардов рублей, теперь и вовсе намеревается выйти из проекта. А ведь девелоперы запланировали даже строительство моста, который бы улучшил дорожное движение. Что же не так и есть ли все-таки будущее у реновации промышленных зон, узнала Анастасия Шахова.

Анастасия Шахова,корреспондент: 
«Что чувствует человек, который в день теряет по полтора миллиона рублей. Просто так! Пускает на ветер! Примерно в таком положении оказался сейчас застройщик, который приступил к реновации завода «Красный выборжец». Инвестиции в проект оценивались в 15 миллиардов, и на рынок компания планировала выйти уже в этом году. Но приступить к строительству так и не удалось — законодательство изменилось».

В 2016 году на федеральном уровне был принят новый закон об охране памятников. Изменились зоны охраны и утвердить градостроительный регламент пока невозможно. Инвесторам остается только ждать, но для некоторых это слишком затратно. 

Мария Скобелева, начальник управления развития и управления активами «БФА Девелопмент»:
«Если мы берем общий объем капиталовложений, которые требуются, то ежемесячно это сумма, которая свыше 50 миллионов рублей. Таким образом, мне гораздо проще прекратить вкладывать эти деньги и получить условно убыток от стоимости тех денег, которые в этот проект были вложены, чем продолжать эти вложения на неизвестный период».

Получить комментарий КГА не удалось. Но эксперты говорят, что строители должны были быть готовы. Информация об изменении законов появилась еще в конце 2015-го. 

Елена Бодрова, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Российская гильдия управляющих директоров»:
«С точки зрения развития Петербурга это палка о двух концах. С одной стороны, мы постоянно совершенствуем и сами лоббируем развитие нашего законодательства в части установления понятных и очень прозрачных правил игры, что в общем-то и происходит. И динамика по Петербургу, наверное, самая эффективная по России. Но это приводит к каким-то техническим заминкам. Они не тянутся годами. Они не возникают из ниоткуда, но тем не менее застройщикам, девелоперам с этим приходится мириться».

Реновация серого пояса — дело очень хлопотное. На подготовку документов и территорий уходит до пяти лет, а законы меняются каждые три-четыре года. Однако успешные примеры есть. Например, «Измайловская перспектива» рядом с бывшим заводом «Петмолл» или застройка Выборгской стороны.

Дмитрий Синочкин, аналитик рынка недвижимости: 
«Процесс постепенного освоения серых зон неизбежен. Другой вопрос, что он успешно получается там, где есть один хозяин, один владелец. Даже с РЖД можно договориться. Нельзя договориться с двумя десятками частных собственников, которые на клочки поделили заводскую территорию. И нельзя договориться с бывшим красным директором, который сдает потихонечку «неучтенку» в аренду и кладет деньги в свой карман. Ну как с ним договариваться».

Еще одна проблема — бюджетная. Многие крупные предприятия можно перевести в Ленобласть, где земля дешевле. Но вот городу это невыгодно, ведь налоги в этом случае получит уже соседний регион.