Следственный комитет в эти выходные проверил фабрику жевательной резинки на Пулковском шоссе. Интерес вызвала рекламная акция «Правда или действие». Выглядит, как игра. Вот только она напомнила стражам порядка другую игру. Виртуальную. В которой победителям достается реальная смерть. Наш корреспондент Александр Одинцов узнал, как реклама становится провокацией, а игра оказывается информационно-психологической операцией.

Александр Одинцов, корреспондент: 
«Что точно надо успеть сделать перед смертью? Заберись на самую высокую точку в общественном месте и сделай селфи! Непременно выложи это в сеть. Брось вызов друзьям! Чтобы начать игру достаточно открыть только пачку. Правила диктует производитель жевательной резинки, он же дает задания. Среди безобидных вроде пения в закрытом шкафу есть и те, что балансируют на грани жизни и смерти».

Черная упаковка, лаконичный шрифт. Акцию запустили по всей планете. В России в феврале. В эти выходные Следственный комитет проверил производство в Петербурге. Рекламщики — транснациональная компания. Легко создадут провокационное промо для любого продукта. Мы позвонили, и нам не отказали. 

Рекламное агентство:&nbsp
«Если вы хотите какую-то провокацию, резонанс, то это должна быть вирусная история. И есть еще такой вид рекламы — партизанский маркетинг. Он совсем прямо провокационный. Но зато если на него обращают внимание, то это очень хорошо расходится».

В случае с жвачкой криэйторы превзошли сами себя. Резонанс. Дети постят видео в интернете. Родители пишут жалобы. Прокуратура изымает целые партии жвачки. Рекламный ход напомнил нашумевшие «группы смерти» из соцсетей. Ведь там тоже играли. 

Главный приз — роковой финал. Дорогу к нему подросткам подсказывали так называемые проводники. В интернете они анонимно раздавали задания. 

Валентина Яковенко, завотделением кризисной психолого-психиатрической и профилактической помощи детям и подросткам СПб ГКУЗ «ЦВЛ» детская психиатрия им. С. С. Мнухина»:
«В этой игре постепенно потихоньку подводится к роковой черте. Он может выполнить это задание просто из интереса. Стирание грани между потенциально опасным и действительно опасным».

Страшная статистика. Рост подростковых суицидов на 60 процентов только за один год. Беда пришла в сотни российских домов. И в каждом из них истории похожи. 

Мама мальчика, совершившего самоубийство:&nbsp
«Он любил жизнь, у него было все. Это похоже на войну, где не стреляют, не летят пули, а на войну, где детей заставляют убивать себя через экраны мониторов».

Пока не о войне, а об информационно-психологической операции говорят специалисты. Под прицелом молодое поколение. Роскомнадзор блокирует в сети опасные сообщества, но те появляются вновь и вновь. Кстати, их анонимных создателей находят. Один из них — Филипп «Лис» Будейкин — сейчас в следственном изоляторе дожидается вердикта.