Советский бомбардировщик времён Великой Отечественной обнаружили в двух километрах от деревни Лаврово в Кировском районе Ленинградской области.

Самолёт пролежал в болоте практически с начала блокады. Сейчас сотрудники поискового отряда СПбГУ пытаются установить личности пилотов. Вместе с поисковиками обследовать крылатую машину отправился и наш корреспондент Дмитрий Копытов.

ДМИТРИЙ КОПЫТОВ,корреспондент: 
«Путь к найденному самолёту неблизкий и пролегает через болото. По кочкам пробираемся с поисковиками». 

Пара километров по льду и камышам — и мы выходим к месту падения самолёта. Здесь он покоится больше 70 лет. Месяц назад поисковикам о находке сообщили местные охотники. 

ДМИТРИЙ КОПЫТОВ,корреспондент: 
«В болоте до сих пор лежит стойка шасси самолёта, рядом разбросаны остатки фюзеляжа. Сохранились они не очень хорошо, но для поисковиков и это большой успех. За последние годы данный фрагмент один из самых крупных найденных. Судя по документам, которые, кстати, не так-то просто обнаружить, бомбардировщик возвращался с задания в октябре 1941-го, когда блокада только-только началась, и был подбит немецкой зенитной артиллерией». 

Знаменитый пикирующий бомбардировщик «Пе-2», который лётчики ласково называли «Пешкой», вышел в серию в 1940-м. Но в начале войны его использовали не по прямому назначению. Именно пикировать, резко снижаться над территорией противника у советских пилотов долго не получалось. Навык отработали через два года. Найденный «Пе-2» упал на нашей территории, в 200 метрах от Дороги жизни. Судя по всему, сбитый самолёт загорелся в воздухе. Один из трёх парашютов уже нашли, это значит, пилот погиб. 

АНДРЕЙ ФЕДОТОВ,разведчик поискового отряда «Ингрия»:
«Судя по повреждениям фюзеляжа, падал он с определённым усилием. Садиться он не собирался, так как гидросистема не сработала. Цилиндры гидросистемы, которые отвечают за выпуск шасси, остались в собранном положении. В лучшем случае, он упал на фюзеляж». 

 По некоторым данным, одному пилоту из трёх тогда удалось выжить. Но отыскать документальные свидетельства сейчас сложно. Главная задача поисковиков — найти номер самолёта. А значит — установить личности погибших лётчиков. С места падения энтузиасты студенческого отряда СПбГУ уже вывезли 6 мешков фрагментов фюзеляжа — для исследования. И металлоискатель до сих пор жалобно «скулит» в радиусе 5 метров от стойки шасси. 

АНДРЕЙ ФЕДОТОВ,разведчик поискового отряда «Ингрия»: 
«У лётчиков этого самолёта шансов было очень мало. Скорость достигала 600 километров. И даже если лётчик выбирался, на первых сериях самолётов он скользил по натянутому шнуру антенны, попадал на хвост и ему отрубало голову». 

Работу поисковикам осложняет половодье. Добраться к самолёту по болоту с каждым весенним днём всё сложнее. Но в отряде надеются всё-таки найти останки пилотов и увековечить их память. Хотя и понимают: только на дне Ладоги могут лежать десятки таких самолётов.