Мечта о том, что иностранцы будут ездить на автомобилях made in Russia, пока не сбывается. По итогам 2016 года петербургские автозаводы только сократили экспорт на 26 процентов.

А ведь согласно концепции Минпромторга, к 2025 году объем экспорта должен вырасти в два раза. Производители объясняют это тем, что значительную часть деталей приходится закупать за границей и платить за их ввоз. Со всеми транспортными издержками цена готового автомобиля на внешних рынках оказывается неконкурентоспособной, так что наращивать регионы присутствия нецелесообразно. Впрочем, помощь может прийти от государства — по крайней мере, переговоры об этом уже ведут.

Дмитрий Михайлов,генеральный директор завода Nissan в Санкт-Петербурге:
«Мы бы рады были получить определенную помощь со стороны правительства, правительство идет нам навстречу. Мы обсуждаем много моментов: это и потенциальная компенсация субсидий на логистические затраты, компенсация потенциальных ввозных пошлин в Россию, то есть эти моменты сейчас находятся в работе. Как только мы договоримся о конкретных механизмах, они начнут работать и в реальности». 

Для Ford, Nissan и Toyota главным рынком сбыта пока остаются страны Таможенного союза: Казахстан, Белоруссия, Армения. Петербургский завод Хёндай смог расширить географию за счет Ближнего Востока — Египта, Туниса и Ливана.