Одно из самых опасных последствий снегопадов и оттепели - сосульки, усеявшие крыши домов. Потому смотреть приходится не только под ноги, но и наверх, а также быть предельно внимательными.

На месте убранной наледи быстро нарастает новая. И оттепель этому только способствует. Как в Петербурге решают проблему, узнал Александр Бриус.

— Давай потихоньку! 

Сергей Шарлаев, заместитель председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга: «Умы и авторитетные научные деятели рассматривали много вариантов. Одного способа универсального на сегодняшний день нет. Первично — борьба с причиной, нежели со следствием. Следствие — это сосульки. Причина — это теплый воздух на кровле». 

Проблему решают комплексно: от наледи на крышах избавит капремонт. В Жилищном комитете говорят, что теплоизоляция чердаков — самый действенный метод. Если работа сделана качественно, снег не будет таять в минусовую температуру, а значит и городских сталактитов станет меньше. 

Александр Бриус, корреспондент: «Недавно в этих домах проводили капремонт. Когда чинили чердаки и кровлю, со стороны Садовой и Гороховой положили разную теплоизоляцию. В итоге один из материалов оказался неэффективным, и там вновь появились сосульки». 

Известно и то, как победить наросты на трубах. Они появляются, когда водосток забит снегом. Решение есть, смущает цена. Один метр теплового кабеля стоит от 3 тысяч рублей. Один этаж жилого дома высотой в среднем три метра. Так что обогрев одной трубы в обычной хрущёвке обойдется как минимум в 15 тысяч. В Петербурге такую технологию применяют лишь на зданиях федерального подчинения. Например, оборудованы Александринский театр и БДТ. 

Несколько лет назад петербургские школьники создали роботов «Малыша» и «Карлсона». Один снизу ловит, другой — на крыше срезает сосульку. В теории — ловко, но до практики дело не дошло. 

Умельцы из соседней Финляндии установили бензопилу на беспилотник, чтобы рубить самую толстую наледь. Но это видео, скорее всего, хитрый монтаж. Так что же делать? 

Валентина Матвиенко: «В XXI веке сбивать сосули ломами — это уже каменный век. Так, чтобы можно было срезать лазером — не лазером». 

Предложение бывшего градоначальника Петербурга Валентины Матвиенко до сих пор вызывает улыбки. А зря, ведь срезать сосульку лазером можно. Это займет меньше минуты, пробовали. Вот только опять же — невыгодно, говорит профессор ИТМО Вадим Вейко. Затраты слишком большие. Теперь на кафедре изобретают нанорельеф. 

Вадим Вейко, заведующий кафедрой лазерных технологий и систем Университета ИТМО: «Вот есть лист лотоса, на котором влага не собирается. При малейшем наклоне капли воды скатываются. И крыши тоже под наклоном. Можно сделать так, чтобы капли воды скатывались. Для этого нужно сделать антиобледенительный рельеф, как на поверхности листа. Такие иголочки, между которыми влага не проваливается». 

Что-то похожее иногда используют в авиации, чтобы крылья самолетов не обледенели. Сейчас понятно, что и нанорельеф вряд ли устелет городские крыши — выходит еще дороже, чем лазер. И пока не в каждом доме был капремонт, золотым остается правило: против лома нет приема.