Ленинград - Ереван - Петербург: История Галины Петуховой, после блокады ребенком оказавшейся в Армении
Война, потеря родителей и два детских дома — все эти испытания выпали на долю Галины Петуховой, ребёнка блокадного Ленинграда. В родной стране она не живёт более полувека. Волей судьбы сменила прописку на ереванскую, но невидимая связь с Россией не пропала. У неё в гостях в солнечном городе побывала наш корреспондент Ания Батаева.
Все книги в доме на русском, даже те, что армянских авторов. 50 лет в южной стране не растворили любовь к родному языку и городу. На холодильнике магниты с петербургскими видами. Дом на 21-й линии Васильевского острова, где жила 4-летняя Галя с родителями, сохранился только в памяти. Фотографий нет. Не до этого было, тогда выживали. Смерть подошла к Галине Петуховой очень близко. Девочку спасли военные.
Галина Петухова, ребенок блокадного Ленинграда: «Родители дома были, а я вышла зажигалку тушить. На первом этаже мы жили. Они говорят: "Что ты делаешь?" — "Я зажигалку тушу". — "А где родители?" - "Они дома. Ну, мы зашли, а они мертвые лежат". Ну, они меня в детский дом отправили».
Ребенок блокадного Ленинграда, Галина Петухова прошла два детских дома, а в 14 лет встала к ткацкому станку, надо было страну поднимать.
Галина Петухова, ребенок блокадного Ленинграда: «Лидия Ивановна, сменный мастер, она сказала, жалко тебя, ты, говорит, из детского дома. У других девочек братья и сестры есть. А тебе никто не помогает. В ботиночках ремесленных ходишь, говорит. У нас направление пришло в Армению. Хочешь, я попрошу и тебя направят в Армению. Там тепло, говорит, хорошо".
Ордена трудовой славы второй и третьей степени, орден трудового красного знамени, в солнечной Армении сложилась не только карьера, но и личная жизнь. Дочь — Марина, внуки — Серёжа и Лена. Дома все говорят на русском. Из армянских слов сама Галина Павловна смогла выучить только «хлеб», «молоко», «сколько». Однако на недостаток общения пенсионерка не жалуется.
Галина Петухова, ребенок блокадного Ленинграда: «За всю свою жизнь я не слышала в свой адрес ни разу плохого слова. В 1974 году получила вот эту маленькую комнатушку и ни разу у меня с соседями скандалов не было. Очень дружно живем. Вот дочка знает, меня весь двор уважает».
Сейчас в руках Галины Павловны цветные снимки с родственниками, со свадьбы внучки. Которая, как и бабушка, хочет съездить в Петербург. Пенсионерка неоднократно пыталась найти родственников в России. Но пока тщетно.
Галина Петухова, ребенок блокадного Ленинграда: «Толму будете? Вот армянское! Точно армянское. Будете?».
На кухонных полках среди настоящего армянского джема советские красные в горошек банки. Это то немногое, что связывает блокадницу с далёким Петербургом. Каждый вечер Галина Павловна загадывает одно и то же желание — вернуться в родной город.
Чтобы присоединиться к обсуждению, вам необходимо войти через одну из социальных сетей.