Демоническая история с домом Лишневского получила продолжение. Спустя год после того, как фигуру Мефистофеля сбили с фасада здания, жителям все-таки разрешили забрать осколки горельефа из полиции.

И главное — комитет по охране памятников дал реставрационной компании техническое задание. На этом приключения не закончились. Дарина Жежелева узнала, что путь на прежнее место у демона весьма тернист.

Вместо готического горельефа авангардистский черный квадрат. Изменить стилистику дому №24 по Лахтинской улице пришлось поневоле — благодаря всего одному внимательному активисту. Взгляд Мефистофеля свысока на купола храма Ксении Петербургской он признал возмутительным. И 26 августа прошлого года горельеф был сбит с фронтона здания всего за несколько часов. 

Тогда к дому на Лахтинской пришли сотни возмущенных людей. Устроили митинг, требовали найти виновного. Собирались в кратчайшие сроки восстановить фигуру Мефистофеля. Однако жителям дома помешали бюрократические проволочки. Только спустя год разрешили забрать осколки фигуры из полиции, а комитет по охране памятников наконец выдал техническое задание. На его основе реставрационная компания разработает проект, и скульптор сможет приступить к восстановлению горельефа. 

Павел Игнатьев, скульптор: «Анализ непосредственно осколков даст решение, можно ли будет поставить подлинный, даже собранный аккуратно из фрагментов, аккуратно установить на историческое место. Либо с него нужно будет снимать форму, фрагменты передать кому-то на ответственное хранение и создать реплику. Но она будет максимально приближена к подлиннику». 

Скульптор вызвался восстановить фигуру или сделать заново бесплатно. Дело в том, что Павел Игнатьев плотно связан с домом на Лахтинской он был учеником архитектора Александра Лишневского, который и построил это здание, а потом в нем жил. Его авторство — одно из главных оправданий появления демонической фигуры на фасаде. Для Лишневского это привычный декор. 

Дарина Жежелева, корреспондент: «Одно из самых известных зданий Александра Лишневского — это дом городских учреждений на Садовой улице. При осмотре становится ясно, что инфернальная тематика в принципе близка архитектору. На фасаде видны демонические головы с рогами, а во внутреннем дворике — жутковатые летучие мыши с человеческими лицами». 

Горельеф окутан тайнами. В проекте дома 1910 года постройки упоминаний о нем не нашли. Неизвестен и скульптор, создавший фигуру. Однако, по словам историков, Мефистофель играл роль пластического акцента. Без него композиция дома стала распадаться. К тому же в появлении фигуры на здании многие видят важные символы, вовсе не связанные с мракобесием. 

Александр Чепель, историк архитектуры: «Документальных каких-то подтверждений, почему именно Мефистофель тут появился, нет. Но я могу высказать предположение. Когда шла работа над проектом, в Петербурге умер художник Михаил Врубель. И это фигура лепная, этот демон, Мефистофель, своим скрюченным пальцами напоминает картину Врубеля «Демон сидящий». 

В 2013 году горельеф признали объектом культурного наследия. В том, что его нужно вернуть, мало кто сомневается. Но есть отягчающее обстоятельство вместе со скульптурой нужно восстановить и фасад. 

Александр Гомон, житель дома №24 по Лахтинской улице: «Повесить новый горельеф на фасад, который сейчас весь осыпается… Его надо обследовать. Потому что повесят, а фасад возьмет и обрушится вместе с ним». 

А это значит, снова документы, разрешения и поиск больших денег. Пока что средств нет даже на материалы для скульптуры. Хотя бизнесмен, сбивший горельеф, тут же перечислил 660 тысяч рублей на восстановление на счет КГИОП. Однако увидеть эти деньги активисты уже не надеются. 

Сергей Макаров, председатель КГИОП: «Они так и лежат на счетах. Мы бы с удовольствием перевели их в ту организацию, которая могла бы профинансировать работы. Но пока сам переведший деньги их не отзовет, мы их не можем никуда деть. Таково бюджетное законодательство. Поэтому они висят на нашем счете, могут там висеть до трех лет, после этого они идут просто в доход бюджета». 

Капитальный ремонт этого здания назначен на 2021 год. Последняя надежда жильцов дома на Лахтинской — это изменение этих сроков. Для этого нужно будет снова собрать пакет документов и обратиться в администрацию, чтобы там назначили экспертизу. Но пока что жильцы ждут одобрения проекта восстановления от КГИОП. И по опыту знают, что ожидание может растянуться еще на год.