В Петербурге последние три дня стали одним «Днем Д». Сколько появилось в сети фотографий памятника Сергею Довлатову, не счесть.

Открытие монумента на улице Рубинштейна стало кульминацией праздника, посвященного 75-летию писателя. Как в Северной столице отметили «День Д», расскажет Ания Батаева.

Он хотел быть советским писателем, но стал русско-американским. В бронзе Сергей Довлатов вернулся домой. Первыми портретное сходство оценили жена и дочь писателя. 

Елена Довлатова, вдова Сергея Довлатова: «Памятник хороший, памятник очень хороший, выполненный скульптором Бухаевым. Это вы должны оценить». 

Живая реакция не заставляет себя ждать. Как только покрывало скинуто, волна людей стремится как можно ближе подойти к монументу, буквально стать под руку с двухметровым гигантом. Место для памятника выбирали из ленинградских топонимов Довлатова. Скульптура появилась у дома №23 по улице Рубинштейна. 

Лев Лурье, историк: «Установка памятника Довлатову — он умер раньше, чем 30 лет назад, — требует особого разрешения губернатора. И три года скульптору не удавалось получить это разрешение. И тут вдруг за три дня до юбилея поставили это, и как у нас в России говорят, ударными темпами. Ночь — и смонтировали его». 

Сергей Боярский, советник губернатора Санкт-Петербурга, генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург»: «Я рад, что мы успели. Потому что действительно было сложно. И подписи успеть собрать, и документы оформить, и дочку пригласить, и вдову. И горожане! Вы видите, сколько сегодня здесь людей. Честно говоря, я знал, что Довлатов всеми любимый писатель, но чтобы настолько — для меня это сюрприз, очень приятный сюрприз». 

За спиною Довлатова должна быть дверь. По задумке автора проекта — Вячеслава Бухаева, она должна была наглядно продемонстрировать, насколько в прямом и переносном смысле был Сергей Донатович огромной фигурой. Метр 96, ему тесно в дверном проеме. Однако нужно было успеть в срок — Довлатов стоит на временном постаменте, а за спиной лишь любимый дом. 

Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Это массивная конструкция, она требует массивных работ подготовительных. В течение месяца мы работы по памятнику завершим». 

Вячеслав Бухаев, автор памятника: «Будет дверь, сейчас просто не установлена, потому что фундамент должен был схватываться где-то неделю. Дверь, дверь, он стоит в двери квартиры номер 34. С почтовым ящиком. Там будут записки, четыре мы выбрали». 

После открытия памятника продолжился «День Д». На входе в любимый двор писателя домик Довлатова в исполнении Колдовских художников. Каждый может попасть в довлатовскоую повесть, правда окружение не всем известно. 

— Не посмотрел! Я зашел во все дырки, ткнулся, сейчас увижу результат.

— Хорошо, вы в компании Довлатова и Бродского.

— Отличная компания!

— Нет-нет, не жена! Честно говоря, не могу сказать!

— Тут понятно, Довлатов, тут Бродский.

— А это чья фигура, как думаете?

— Мне кажется, это Эдичка Лимонов.

Художники не обижаются, проводят экскурсию по дому. 

Андрей Кагадеев, художник: «Кто не читал! Молодой Эдуард Лимонов. «Это я, Эдичка!». Вот же он гулял по улицам Нью-Йорка, вот он стоит в клешах. Кто так же получил грант и начал работать в Америке из поэтов наших? Иосиф Бродский, вскоре к ним присоединился Сергей Довлатов». 

Уже другая экскурсия. Более глобальная стартует от входа во двор, группа идет по привычному маршруту писателя. 

— В 44 году семья вернулась в Ленинград в большом составе. Муж Норы Сергеевны, она сама, ее сестра, сам маленький Сережа и свекровь.

30 лет жизни в коммуналке, неизменный вид из окна на помойку. Увидев бы такую экскурсионную группу, Довлатов, наверняка, пошутил бы присущей только ему манере. Здесь, как в небольшом музее на один день, появились и личные вещи писателя: чайник и та самая печатная машинка. 

Артем Вострицов, волонтер «Дня Д»: «Это машинка из редакции журнала «Костер», на которой печатал Сергей Донатович». 

— Можно попечатать на этой машинке?

Артем Вострицов, волонтер «Дня Д»: «На этой нет, вот на тех можно. К этой можно прикоснуться, потрогать тихонько, ощутить прилив гениальности. Чайник — тоже интересная история. Сергей Донатович разбил служебный чайник в редакции «Костра» и взамен купил вот такой вот». 

Основные мероприятия, посвященные 75-летию Сергея Довлатова, завершены. Однако вспоминать писателя и его творчество продолжат и дальше. Открытие выставок, спектаклей и вечером памяти продолжится в течение всего сентября.