Ультрасовременная архитектура сосуществует с историческим наследием. Новая реальность Петербурга приобретает всё более отчётливые очертания. Строится «Лахта-центр», возводится Западный скоростной диаметр. Главная задача градостроителей — добиться таких планировок, чтобы современные постройки гармонично дополняли исторические. Удаётся ли это? На привычные виды Петербурга взглянул Артём Шарипов.

Остров уже не тот — тоскуют Шамонаевы. Единственное, что утратил легендарный Елагин — вид на Финский, говорят они. К Строгановским львам чета приходит сорок лет. С юности еще на стрелку острова супругов манила морская ширь и вид на Кронштадт при ясной погоде. Сегодня по всему этому остается только скучать.

Тамара и Юрий Шамонаевы: «Мне нравился морской простор, из города не уехал, а уже море».

Канонерский остров. Дворы с ухоженными палисадниками, где на клумбах спит кот, а из окна выглядывает бабушка, потеряли привычный вид. Магистраль пролетает прямо над домами. Строится город будущего.

Тамара Торобова, житель Канонерского острова: «Это нежелательно, у нас Канонерка была такая спокойная. Тихо все. Не понимаешь, что наделали».

ЗСД изменению перспективы Большого проспекта Васильевского острова поспособствовал особо. Заканчивается проспект теперь видом на пилоны вантового моста магистрали. Словно по традиции города и она разводится. Подобные детали меняют панораму культурной столицы.

Артём Шарипов, корреспондент: «Теперь с колоннады Исаакиевского собора виден "Лахта-центр". Те из туристов, кто в курсе, уже показывают туда пальцем. Вон, мол, новая достопримечательность города. Конечно, Петербург стал другим, отсюда виден и стадион, и жилые высотки. Панорама города стала бескрайней, и к ней еще надо привыкнуть».

Скоро «Лахта-центр» станет одним из самых высоких зданий в Европе и самым высоким в Петербурге. Такой гигант в восемьдесят восемь этажей для города Петра, кажется, еще недавно был невозможен. Однако, как говорят урбанисты, для развивающегося города постоянное строительство необходимость. Новые проекты дают жителям удобства.

Екатерина Тейдер, руководитель проектов девелопмента и развития территорий компании по недвижимости: «Город должен развиваться — это единственный правильный подход. То, что он должен развиваться правильно и должен быть правильных подход, это точно и однозначно да».

Правильный подход — сохранение исторического облика Петербурга. Открыточный вид, которого ни ЗСД, ни «Лахта-центр» не портят. Объекты почти не видны на панораме стрелки Васильвского. Незаметны они ни с Троицкого моста, ни с Литейного. А главной доминантной так и остался шпиль собора Петропавловской крепости. Самое страшное для Петербурга сегодня, предупреждает архитектор Рафаэль Даянов, это жилые кварталы вокруг города.

Рафаэль Даянов, директор архитектурного бюро: «Вот то, что возникают новый трущобные кварталы, непомерной высоты, непонятно, как туда попадать и как выезжать — это катастрофа. Мы сегодня плодим трущобы».

В центре сегодня новое строят, но очень редко. Градостроительная политика города строгая и выверенная. Есть ограничения по высоте. Оттого дома, которые вероломно возводили в девяностые, сегодня возвести не получится. Вот яркий пример, здание за гостиницей «Санкт-Петербург». Явный привет из той эпохи.