Почти треть петербургских спортсменов не отправится в Рио из-за допингового скандала. 24 июля 1994 года, 22 года назад в Северной столице стартовали Игры доброй воли. Спорт вне политики тогда и сейчас — в материале Евгения Гусева.

Юрий Зинчук, ведущий: «Уже на следующей неделе стартуют Олимпийские игры. От Петербурга в Рио едет 30 спортсменов. Они будут биться за медали в следующих дисциплинах: гребля, велоспорт, борьба, настольный теннис, плавание, триатлон и художественная гимнастика. Количество недопущенных к соревнованиям петербургских спортсменов составило 17 человек. То есть практически одна треть от всей нашей петербургской олимпийской сборной оказалась под запретом из-за допиногового скандала. Самое удивительное то, что МОК выносил свое решение по поводу участия российской сборной 24 июля.

И именно в этот день. 24 июля. В 1994 году. В Петербурге зажгли огонь Игр доброй воли. Эти соревнования были организованы, как альтернатива Олимпийским играм, которые в то время утрачивали свою независимость от политики из-за противостояния между Москвой и Вашингтоном. Вот такая вот историческая рифма. Наш спортивный обозреватель Евгений Гусев продолжит эту тему».

— Уважаемый Владимир Владимирович. Спасибо огромное за эту поддержку. На самом деле для нас это очень важно.

Это слезы человека, который потерял 4 главных года своей жизни. С самого детства Елене Исинбаевой говорили, что спорт вне политики. Теперь она разуверилась в этом окончательно. Тем более, что на Западе по такому принципу живут уже очень давно.

Борис Ходорковский, спортивный журналист: «Не согласен, что спорт вне политики. И выражение о том, что о престиже страны судят по количеству завоеванных медалей, и по запущенным в космос кораблям принадлежит не нашим партийным деятелям, а Джону Фицджеральду Кеннеди».

Бойкот Олимпиады, сначала в Москве, а потом в Лос-Анджелесе вывел противостояние в холодной войне на новый уровень. Спорт перестал быть универсальным послом мира. И тогда у американского медиамагната Тэда Тёрнера родилась уникальная идея — Игры доброй воли. Её мгновенно поддержал мэр нашего города Анатолий Собчак. Третьи по счёту игры отправились в Петербург. И вот эти фотографии из личного архива фотографа Валерия Лозовского тепепрь знает весь мир.

1994 год. Продуктовые карточки, очереди за хлебом, гиперинфляция, яростная политическая борьба, протесты и митинги. Новая Россия, а с ней и Петербург мучительно выбирались из кризиса. Игры доброй воли стали глотком свежего воздуха, но не для всех. Кто-то заявлял, что это пир во время чумы. Кто-то, но далеко не все.

Сергей Ершов, президент общества «Игры Доброй Воли-94»: «110 стран впервые увидели Питер. Может не такой красивый, как сейчас. Но все поняли, что это город-красавец. Они были восхищены».

Для нашего города Игры стали первым спортивным экзаменом мирового уровня. Это сейчас мы спокойно проводим любые турниры. А тогда, 22 года назад, мэр города и главный Анатолий Собчак лично нырял в бассейн, чтобы убедить спортсменов в чистоте воды.

Константин Осипов, спортивный журналист: «И Собчак пришел и лично нырнул. И проплыл. И показал всему миру, что всё нормально. Хотя шведская делегация сказала, что она не будет нырять в это болото».

Еще тогда, задолго до Сочи-2014, мы обретали тот бесценный опыт. Незамерзающий искусственный лёд, пропавшее дорогостоящее электронное табло, утерянные билеты и просроченные визы. Организаторы бились изо всех сил, но без накладок не обходилось.

Евгений ГУСЕВ, корреспондент: «В 1994 году на пляже Петропавловской крепости проводили соревнования по пляжному волейболу. Вот такой была реакция спортсменов на полуденный выстрел пушки. Впрочем, такое поведение понятно. В лихие 90-е услышать выстрел и даже взрывы можно было и на обычной улице. Позже спортсмены признавались, что никогда не слышали о прекрасной традиции отмечать полдень таким образом. Тогда весь мир ещё только знакомился с новым Петербургом, да и с новой Россией».

Игры Доброй Воли не просто сблизили страны по обе стороны океана. Для многих эти соревнования стали стартом в профессиональной карьере. Сборную страны по гимнастике вела за собой хрупкая Света Хоркина. Первые шаги на ринге делал молодой перспективный боксер Коля Валуев. В ворота футбольной сборной мира забивал 18-летний полузащитник Влад Радимов. А за спиной Анатолия Собчака всё время незримо присутствовал тогда еще малоизвестный политическому бомонду Владимир Путин.

Иван Арцишевский, консультант по протоколу на Играх доброй воли-94: «С председателем комитета по внешним связям Владимиром Путиным было работать легко. Честно говорю. Если возникали какие-то проблемы, он снимал трубку и оперативно решал все проблемы».

После Игр доброй воли весь мир узнал, что Россия — это не страна медведей, водки и балалаек, а в прекрасный город на берегах Невы потянулись первые туристы. Это было рождение новой эпохи.

Геннадий Орлов, руководитель пресс-службы Игр доброй воли-94: «Когда люди шли на закрытие. Красивые, молодые, яркие. И было прекрасное время. И вот это был перелом. От того ужаса, разрухи и прочего. Это был перелом. Люди поверили».

Спорт уже давно стал частью большой геополитической игры. События вокруг Рио — яркое тому подтверждение. Игры доброй воли были попыткой дать миру еще один шанс на спорт без политики. Свою миссию они выполнили. И если сейчас кому-нибудь пришла бы мысль устроить подобные соревнования, то воплотить ее в жизнь было бы нереально.