Подвиг альпинистов, которые в годы Великой Отечественной войны спасли от артобстрелов архитектурные памятники города, сегодня вспомнили воспитанники военно-патриотических клубов.

К мемориальной доске в Петропавловской крепости ребята возложили цветы. А после поднялись почти на 100-метровую высоту — туда, где начинается шпиль собора. Вместе с ними был Павел Архипкин.

Сегодня по этой лестнице ребята — воспитанники военно-патриотических клубов поднялись почти на 100-метровую высоту, туда, где начинается шпиль Петропавловского собора. 

Алексей Юлин: «Во время войны здесь велись обстрелы. Все время в напряжении в такую высоту лезть». 

Павел Архипкин, корреспондент: «Позади больше 300 ступеней винтовой лестницы. Эта площадка находится на высоте 72 метра. Дальше подниматься уже сложнее. А в войну альпинисты — защитники Ленинграда — работали еще выше, маскировали шпиль Петропавловского собора на высоте больше 100 метров». 

Начиная со 100-метровой отметки подняться на вершину под силу только профессионалам. В лютый мороз зимой 1941 года отряд верхолазов маскировал шпиль с летящим ангелом. По воспоминаниям Михаила Боброва, взобраться к нему было сложной задачей. К тому же они работали в темное время суток из-за обстрелов. 

Михаил Бобров, заслуженный тренер Российской Федерации, почетный гражданин Санкт-Петербурга, ветеран Великой Отечественной войны: «Доходите до шарика, а там по трапу нужно царапаться с отрицательным наклоном, сил нет, не подтянуться. В голове одно желание — погреться и покушать».

1941 год. Город под постоянными артобстрелами. Причем снаряды разрываются с высокой точность. Объяснение такой меткости немцев нашли советские разведчики. Они обнаружили на вражеских позициях планшеты. Все высотные доминанты — блестящие шпили и купола Ленинграда — оказались артиллерийскими привязками с указанием расстояния до них. 

Чтобы размыть цели, решено было поднять в воздух аэростаты. Но их сносило шквальным осенним ветром. Поэтому маскировкой памятников занялись альпинисты: Михаил Бобров, Ольга Фирсова, Александр Пригожев, Алоиз Земба и Михаил Шестаков. Начали с Исаакиевского собора. Справились за неделю. Купол и звонницы покрасили в серый, чтобы сливались с мрачным небом. С Адмиралтейством пришлось повозиться. Красить тончайшие слои сусального золота нельзя. Поэтому здание накрыли огромным чехлом. 

Михаил Бобров, заслуженный тренер Российской Федерации, почетный гражданин Санкт-Петербурга, ветеран Великой Отечественной войны:  «И все. Исчез этот шпиль с фрегатом вместе. И в этом опять районе меньше было обстрелов. В этом районе находится штаб фронта, штаб милиции, в этом районе Эрмитаж, Штаб Балтийского флота». 

Современные альпинисты навещают ангела раз в полгода, чтобы убедиться в его сохранности. 

Андрей Кудрявцев, инженер по часам-курантам: «Они проверяют техническое состояние флюгера, подшипников. Измеряют усилие, которое необходимо для страгивания с места всего флюгера. Его вес очень большой — 750 килограммов, размах крыльев — 4,5 метра. Это огромная конструкция». 

На этой памятной доске в Петропавлоской крепости, к которой школьники возложили цветы, 5 фамилий. Подвиг бригады альпинистов, которая в Великую Отечественную войну, спасая архитектурные памятники Ленинграда, сохранила тысячи жизней, не забыт спустя 75 лет.