Последний Ил-14, который еще способен подняться в воздух может пойти с молотка на металлолом. Машина частная, и владелец не справляется с налоговым бременем и атаками рейдеров. Энтузиаст, петербуржец Александр Поддубный, 23 года поддерживал самолет в работоспособном состоянии и даже заменил те детали, которые необходимы для полетов в современных условиях. Историю машины-легенды расскажет Алексей Жуков.

— Ставим руды в нужное положение, винты, открываем створочки капотов и включаем насос, вот, включили, на борт. От винтов!

Двигатель ревет, высокая трава вокруг покорно прижимается к земле. Но этот Ил-14 с места не тронется. Арестованное имущество летать не может. И здесь с налоговой и судебными приставами не поспоришь. Хозяин самолета Александр Поддубный задолжал почти 1,5 млн транспортного налога. Тяжбы тянутся аж с 2007 года. 1 лошадиная сила в Петербурге — это 125 рублей в год. Под крыльями Ила их 3 900. Вот и набежала круглая сумма. Взлететь и заработать нельзя. Продать на цветной металл после 23 лет рука не поднимается. Хотя это с лихвой покрыло бы все долги, цена машины измеряется в долларах. 

Александр Поддубный, пилот, владелец самолета: «Это, наверное, как шедевр. Картину, ее как оценить, трудно. Если он один, одна картина на весь мир, ее ценят кто сколько может. Стоимость трудно оценить ну такого класса самолеты на рынке от 700 до миллиона и больше».

Этот самолет выпустили 1 января 1959 года в Дрездене. Немцы сделали таких всего 80. В России он последний, что может подняться в небо. Есть пара подмосковных машин, но они уже музейные экспонаты, снятые с учета. Уникальный теперь самолет Александр Поддубный отыскал в 90 годы в Улан-Уде.

Александр Поддубный, пилот, владелец самолета: «Среди огромных порезанных искореженных самолетов вот этот красавец один стоял. Чрезвычайно сложно было в те годы купить самолет, но руководство пошло на уступки, потому что уже все, Ил-14 уже не летали. Это один оставался из летающих».

И силами хозяина полеты продолжились. Самолет служил в Мирном, летал на северах, перевозил грузы в Красноярск, Новосибирск, Омск, Казахстан, Якутию. На нем учились курсанты десятка аэроклубов. Команда, которая бьется за жизнь самолета уверена, он и сейчас мог бы все это делать. 

Валентин Черный, бортовой механик: «По минимуму тут работ, вот, на самолете все работает надо поменять колеса, поставить рули, потому что сняты на перетяжку и пройти контроль полной готовности. Это буквально неделя и самолет может летать уже».

Подлатать да покрасить и можно в небо, чтобы не примерз к взлетно-посадочной. На борту до сих пор сохранились оригинальные аэрофлотовские логотипы и опознавательные знаки тех лет и надпись «Советский союз». 

Алексей Жуков, корреспондент: «Спустя столько лет все приборы и механизмы родные. Даже один из первых автопилотов — гидравлический, электричество и компьютерные мозги ему не нужны. Три тумблера, и самолет сам держит курс, скорость и высоту. Единственное исключение — курсо-глиссадная система, сложное название для аппарата, который позволяет грамотно и ровно зайти на посадку. Стояла система 50 годов, сегодня, естественно, непригодная. Но в надежде на будущие полеты ее все-таки поменяли на современную».

Почти 100-процентная аутентичность не раз дала самолету возможность сняться в кино. Он исполнил свою роль в «Блокаде» и примет участие в грядущей ленте «Дочь Сталина». Но возможности отечественных киношников не безграничны. В Америке, Канаде и Европе он мог бы участвовать в популярных авиашоу, их там от 15 в год, и даже в коммерческих перевозках работать. В России нельзя. Есть у владельцев план отправить машину с туристами на Северный полюс. Дальности хватит. И хоть пассажиров этот Ил возить не может, лазейка в законе для этой бизнес-идеи есть.

Дмитрий Антонов, друг Александра Поддубного: «У нас есть возможность создать аэроклуб, по сути, он на бумаге уже создан. Если турист становится членом нашего аэроклуба, проходит подготовку предварительную теоретическую и практическую, он, как член аэроклуба, имеет право, пройдя дополнительный инструктаж, занять место как ученик в салоне самолета и пролететь над Северным Полюсом как турист».

Чтобы план стал реальностью, нужен инвестор. Да такой, чтоб не отобрал родную машину. Пару лет назад спонсоры уже помогли — погасили налоговые долги, но сотрудничество не продолжилось. Среди состоятельных петербуржцев есть те, кто коллекционирует и восстанавливает автомобили, заинтересуются ли они летающим аппаратом — вопрос, все-таки в разы дороже, но от этого будет зависеть взмахнет ли еще хоть раз этот Ил своими крыльями и напугает ли шумом двигателя белых медведей.