Большой императорский дворец в Гатчине отмечает 250-летие. В прошлом резиденция Павла Первого, а сегодня объект культурного наследия ЮНЕСКО. В свое время по богатству коллекций и шикарным интерьерам его сравнивали даже с Эрмитажем. Во время войны творение Ринальди понесло колоссальные разрушения. О том, что уже сделали и какую работу еще предстоит провести, расскажет Александр Одинцов.

Сотрудникам музея-заповедника не прерваться: финальный лоск наводят в тоже время, пока по отреставрированным залам проводят журналистов. Четыре года кропотливой историко-архивной работы, изучения обмерных чертежей, и Греческая галерея готова принимать посетителей. 

Инна Беляева, хранитель музея: «Галерея, которую вы сейчас увидите, воссоздана во второй половине XIX века. В основе описи архивные, визуальный ряд фотографии конца XIX века и акварели Гау».

Разрушительными для нее стали, конечно, военные годы. Медальоны под потолком — копии оригинальных. Реставраторы пожалели чудом сохранившиеся металлические и оставили их в запасниках. На стенах полотна Гюбера Робера — реплики. Мраморные бюсты — оригинал, все это время хранились в Павловске, 16 взяли именно оттуда. Ломберные столики и консоли — из исторической коллекции Гатчинского дворца. А вот стулья воссоздавали по сохранившемуся экземпляру. Во время войны из набора, например, 12 стульев спасали только один. Шторы на окнах — исторический декор, как и на полотне художника. С той же фотографической точностью теперь и в комнате Ротари. 

Елена Минкина, заведующая научным фондовым отделом: «Ротари был известный художник-портретист. Во многих дворцах вы можете увидеть его портреты. Была большая коллекция и в Гатчинском дворце. И наши хозяева шли в ногу со временем».

Портреты придворных дам и кавалеров заняли свое историческое место на стенах, впервые с 1941 года. Картины удалось сохранить даже в военные годы. Их эвакуировали вместе с работой Ипполита Лекомта. Для его «Вида Венсенского замка» в музее отвели отдельную комнату. Ведь она как зеркало души императрицы Александры Федоровны. Безмятежная сцена — природа её романтичного характера, неспокойные пейзаж вокруг как воспоминание о наполеоновских войнах и ранней потери матери. 

Айсулу Шукурова, старший научный сотрудник: «Она принадлежала Александре Федоровне и до 41 года, она находилась в приёмной императрицы. Была спасена в годы войны и находилась с другими гатчинскими экспонатами в городе Сарапул». 

К 250-летию дворца здесь подготовили огромную экспозицию об августейших владельцах. Не просто выставка экспонатов, а галерея образов и характеров от графа Орлова до Марии Федоровны, супруги Александра Третьего. 

Александр Одинцов, корреспондент: «9 помещений — это по сути 7 историй о светской жизни августейших владельцев Гатчины. Картины, предметы быта и одежды — все подлинники. На временное хранение их сюда передали 20 музеев со всей страны. Экспонаты говорят не только об образах жизни и характерах их обладателей, но и иллюстрируют по сути самые важный вехи из жизни дворца-юбиляра».

Переходя из одного зала в другой, становится понятно, кому он посвящен — любителю охоты Александру Второму или благотворительнице Марии Федоровне. На её средства здесь, в Гатчине, например, содержался воспитательный дом. Вообще же эта резиденция всегда ассоциировалась с отдыхом. Так, во второй половине XIX века уже с утра были в бальных туалетах, а вечером непременно танцы и спектакль. Нередко в постановках принимали участие и царские семьи. В Гатчине можно было пренебречь условностями придворного этикета. 

Александра Фарафонова, старший научный сотрудник: «Один из участников вот таких вот мероприятий со смущением вспоминал во время одной из шарад — живых картин, которые они устраивали, он изображал Бога правосудия, а цесаревич изображал подсудимого. И он испугался, когда он становился на колено. То есть в Гатчине это было возможно!»

Сегодня исполняется ровно два с половиной века с момента закладки первого камня дворца. И музейщики говорят, что юбилей он встречает если не при полном параде, то достойно. Удалось воссоздать Мраморную лестницу, Греческую галерею и залы Восточного полуциркуля. Работы немало, ведь до войны резиденция императоров по богатству коллекций и великолепию интерьеров была сравнима с Эрмитажем. 

Василий Панкратов, директор ГМЗ «Гатчина»: «54 тысячи экспонатов основного фонда хранения было описано перед началом войны. На сегодняшний момент у нас всего 15 с небольшим. Большая часть была утеряна в годы войны. Значительная часть в других музеях в Павловске. Мы постоянно ведем переговоры».

Вместе с переговорами в музее непрерывно ведут реставрационные работы. На очереди комната Николая Первого и воссоздание парковых сооружений. А для посетителей отреставрированные интерьеры откроют уже с 1 июня.