В Петербурге проходит XI Книжный салон. Чем запомнился первый день — в репортаже Алексея Жукова.

Первые ноты XI Санкт-Петербургского книжного салона задает сам Фабио Мастранджело и камерный оркестр «Северная симфониетта». Под открытым небом на Манежной площади начинают звучать лучше классические произведения, давая старт одному из крупнейших событий в мире литературы. 

В Михайловском манеже плечом к плечу больше 300 ведущих авторов, литераторов и книгоиздателей из 16 стран и 10 регионов России. И с первых минут становится понятно, что месяцы подготовки прошли плодотворно. 

Георгий Полтавченко, губернатор Санкт-Петербурга: «Могу с уверенностью сказать, этот салон удался, состоялся. Потому что каждый год он собирает огромное количество людей, людей, которые любят книгу, которые считают невозможной свою жизнь без общения с этим замечательным чудом — живой книгой».

Вячеслав Макаров, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Книга — это то, что делает человека честнее, правдивее. Это то, что делает человека личностью с большой буквы».

Лейтмотив стартовавшего салона — Год российского кино. В списке самых ожидаемых событий первого дня — пленарное заседание «Книга и кино в современном мире». На сцене директор «Ленфильма» Эдуард Пичугин, писатель Андрей Константинов, вице-губернатор Александр Говорунов. Люди разных стихий в один голос заявляют, что качественный кинематограф и качественная литература неразделимы. 

Александр Говорунов, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Были попытки оценить или посчитать какие-то финансовые возможности, деньги, помощь и так далее, но никаким рублем никогда невозможно посчитать воздействие этих двух видов искусства на конкретного человека и на общество в целом».

Воздействия на зрителя, без сомнений, ждут и от легендарной киностудии. Тут взоры обращаются к директору «Ленфильма». Эдуард Пичугин заверяет, что хороших идей достаточно, но придется подождать. Качественный сценарий — это минимум два года. Кормить российского зрителя низкопробными экранизациями поднимающаяся с колен киностудия не намерена. 

Эдуард Пичугин, генеральный директор киностудии «Ленфильм»: «Кинематограф, например, американский, он на другую аудиторию рассчитан. Конечно, это очень высокобюджетные картины, они и нашего зрителя не оставляют равнодушным, тем не менее, когда мы сравниваем при выходе в кинотеатре даже одновременно — нашими киностудиями и американскими, пусть даже в 10 раз будет дороже и ярче, — зритель наш отдает предпочтение нашему произведению». 

Когда ждать от «Ленфильма» следующего шедевра Эдуард Пичугин не уточнил, но интригу зародил — оборудование для создания кино нового поколения по высоким ленфильмовским стандартам закуплено и скоро покажет себя в работе. 

Светлана Кармалита, киносценарист: «Молодые сценаристы испытываются сейчас на формат записи, у нас прежде всего раньше ценилась литературная запись сценария. Поэтому у нас в редакции «Ленфильма» мы прежде всего принимаем литературный вариант сценария, а американский формат — это уже для начальников». 

От технологий кино вернулись к литературе. Прорыв года — книга дополненной реальности. Читать такую нужно сквозь камеру мобильного телефона. Картинки и изображения на страницах печатного издания в прямом смысле оживают. Зрелище поражает даже взрослого человека, дети приходят в полный восторг. После такого дополнительная реклама салону больше не нужна. И спустя всего три часа работы Михайловский манеж принимает уже 15 тысяч гостей. 

Сергей Серезлеев, председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ: «Может быть, в начале реализации этого проекта несколько лет назад мы приглашали и зазывали, сегодня, хочу сказать честно, уже очередь для того, чтобы придти и зарегистрироваться, быть участником нашего салона. Это такой показатель, что салон узнают, салоном интересуются. И становится хорошим тоном попасть на наш Книжный салон. Поэтому, конечно, очень важно хорошо подготовить этот салон. Это вопрос именно администрирования. Если наш салон заканчивается через три дня, мы уже думаем, как будем работать в следующем году. Работа на упреждение, заранее, приглашение — это стоит дорогого».

Книжный салон — реклама не только для издательств. Целый ряд экспозиций этого года посвящен презентации регионов страны. Самый популярный стенд в этом секторе — у Крыма. На витринах книги авторов полуострова, обновленные учебники истории и, конечно, путеводители. 

Дмитрий Полонский, заместитель председателя Совета министров Республики Крым: «Наша основная задача — вызвать у читателя и у посетителей этой выставки интерес к республике, наша задача — чтобы к нам приезжали как можно больше людей, и, конечно, издание качественных путеводителей способствует тому, что люди приезжают, они знают, куда они едут, у них есть желание посмотреть своими глазами, пройти по тем дорогам, которые описаны в путеводителе, и посмотреть те красивые места, которые в этом путеводителе отражены».

Свои книги за первый день успели презентовать десятки авторов. В списке как новые так и уже хорошо известные имена. Андрей Константинов представил на суд читателей «Юность Барона. Потери» как продолжение легендарного цикла очерков «Бандитский Петербург». 

Алексей Жуков, корреспондент: «Сегодня завершит свою работу Книжный салон в 8 часов вечера. Но в впереди еще целых три дня. Продолжат обсуждать роль литературы в развитии кинематографа, поднимут судьбу российских библиотек, а завершится все 29 мая днем детского и семейного чтения. Так что в грядущее воскресенье приходить на Книжный салон нужно обязательно с детьми».