Смольный взялся за «серый пояс». Над проектами преображения промзоны всё лето будут трудиться архитектурные студии, а затем лучшие воплотят в жизнь. Впрочем, в среде специалистов градостроительной отрасли не все склонны верить в оптимистичное развитие сценария. С какими проблемами могут столкнуться застройщики этой территории, выяснял Александр Чуев.

Александр Чуев, корреспондент: «Вот эту промзону — 4 тыс. гектаров южнее Обводного канала от Екатерингофки до Невы — Смольный собирается реконструировать. Уже отобран шорт-лист из 9 архитектурных студий, которые представят свои проекты. По техзаданию 40 процентов территории должно занимать жилье, 30 процентов — зеленые зоны и ещё 30 — невредное производство и коммерческая недвижимость».

Это будет первая попытка масштабного перестроения основной части, так называемого серого пояса — промзон между историческим центром и спальными районами. Сегодня он занимает 13 процентов от территории города. Девелоперы между собой называют «серый пояс» золотой жилой. 

Эдуард Тиктинский, председатель совета директоров строительного холдинга: «В Петербурге осталось не так много привлекательных участков земли. Ну а если брать правый берег Невы, если брать виды, от которых дух захватывает, то, конечно, там можно сделать красивые и знаковые проекты, которые украсили бы Петербург и которые удовлетворили бы требования самого взыскательного клиента».

«Серый пояс» Петербурга сформировался в XIX-XX веках в основном к югу от центра, как своеобразная таможенная и защитная граница города — там строили заводы, фабрики, склады и сопутствующее жилье для рабочих. В постсоветский период многие предприятия сначала были приватизированы, а потом обанкротились. Сегодня они представляют собой барьер между офисами в центральных районах и жилыми комплексами на окраинах. Это приводит к еженевным маятниковым миграциям населения. Трудовым — в будние дни, и досуговым — в выходные.

Над решением функциональных и эстетических задач всё лето будут думать петербургские, московские и европейские архитекторы. КГА разделил огромную промзону на три равнозначных участка, с условными названиями «Екатерингофка», «Волковская» и «Французский ковш». Их разыграли в лотерее.

30 сентября экспертное жюри рассмотрит проекты — по три на каждый участок. И выберет лучшие. Каждая студия вне зависимости от победы получить 500 тысяч рублей за работу. Правда, конкурсанты уверяют, что гонорар не окупит расходы. 

Никита Явейн, руководитель архитектурной студии: «Себестоимость работы такого объёма, если её делать серьёзно — 2-3 миллиона рублей. Значит, считайте полтора миллиона я точно подарил городу».

Лучшие проекты реконструкции дальше должны передать инвесторам, которые и перестроят "индустриальный пояс". Но по мнению некоторых специалистов, этот сценарий трудно осуществим. 

Алексей Лепорк, архитектурный критик: «Все эти конкурсы изобретаются только для того, чтобы, знаете, Провели? Провели. Поставили? Поставили. Весело звучит? Весело. Ну и отлично, сдали в архив. Переходим к следующему конкурсу. Я не вижу ни одного примера, чтобы конкурс привел к какому-то позитивному результату».

Тем не менее в Петербурге есть удачные примеры реконструкции объектов «серого пояса». Например, креативное пространство «Ткачи». Сегодня там располагаются выставочные помещения. Что-то подобное на деньги частных инвесторов пытаются сделать в бывших казармах Новочеркасского полка. Там площадь реконструкции больше — 80 тысяч квадратных метров. Стоимость проекта 3 миллиарда рублей. Но даже он не идет в сравнение с предстоящей реконструкцией на Обводном канале. Ни по объёму территорий, ни по количеству проблем. 

Наталья Трунова, директор проектного института: «Все территории, которые остаются, они имеют не одного собственника и обременены грузом сложных отношений. Это инфраструктурная тоже проблема, появляются какие-то кусочки, а новой инфраструктуры под эти кусочки не появится».

По оценкам девелоперов, на реализацию задуманного проекта в лучшем случае уйдёт 20-30 лет. Зато результатами масштабного градостроительства потомки смогут любоваться веками.