О задаче театра и современном состоянии общества в интервью программе «Пульс города» рассказал художественный руководитель Александринки Валерий Фокин.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «27 марта Петербург отметил День театра. И мы решили, что в этот день надо найти интереснейшего собеседника и поговорить с ним о роли современного театра в жизни современного человека. И более интересного собеседника в этом плане, чем художественный руководитель Александринки Валерий Владимирович Фокин, найти крайне сложно. К нему мы и отправились.

Валерий Владимирович, спасибо большое, что согласились дать нам интервью. Вот в День театра хотелось бы спросить, настолько неразрывно соединилось такое понятие как театр и Фокин. А если бы не было театра, кем был бы Фокин?»

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Во-первых, я учился в художественном училище. Я мог бы заниматься живописью. Живопись и привела меня отчасти в театр, потому что благодаря обучению в этом училище я оформил несколько спектаклей. Я, наверное, мог бы даже заниматься сыском».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Быть сыщиком? Так, любовь к деталям».

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Да, исследования, детали. Режиссирование какое-то. Я, конечно, мог бы быть футбольным тренером, мне кажется. Потому что этот вид спорта, когда он действительно хорош, становится искусством. Такие моменты бывают не часто, но тем не менее».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Кто-то сказал, что футбол это та же жизнь, только на поле».

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Да, он становится искусством. Он становится театром. В нем есть импровизация. Там очень много похожего с театром, как ни странно. Жизнь футбольного тренера, жизнь театрального режиссера, в знании психологии, в умении выстроить стратегию, подвести команду к какому-то пику, к важному матчу, так же как мы подводим к премьере. И так далее. Очень много параллелей».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Художник, сыщик, тренер футбольной команды».

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Да, да, да. Аферист в общем. Если перечислить все, чем человек занимается».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Валерий Фокин спустя 48 лет работы в театре это режиссер про что? Это режиссер для кого? Вот как бы вы охарактеризовали?»

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Сегодня, я считаю, нет ничего важнее, чем разговор о строительстве человека. Мы должны, с моей точки зрения, все-таки говорить о том, что человек должен себя улучшать, он должен быть лучше, должен выдавливать из себя не только раба по определению Антона Павловича Чехова. Потому что раб это тоже человек, который любит амбиции свои, эгоизм, амбициозность, так далее. Должны все-таки пробиваться к человеку. У нас впереди 2017 год. И хотим мы или не хотим, сто лет назад произошла Октябрьская революция, которая резко развернула вообще все мироздание и нашу жизнь».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Есть ли у вас идея, вот к столетию Октябрьской революции сделать какую-нибудь постановку?»

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Я хочу. Не хотел бы говорить про название, все-таки это замысел, который вынашивается. Но я хотел бы проанализировать в этом спектакле одного из главных деятелей того времени, какова психология этих людей, которые вот так пошли».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Вот эти теракты в Париже, в Бельгии. И вот этот глобальный вызов терроризма, с которым мы сейчас столкнулись, с одной стороны, с другой стороны — абсолютная разобщенность Европы и России. Вот что может художник в этой ситуации сделать?»

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Опять все упирается в человека. Потому что разница в религиях, разница в понимании религий – это, конечно, вещь существенная, но она не главная. Главное состоит в том, что мы многие главные важные, внутренние ценности забыли, перевернули, растоптали. Так сказать, пошли по разным ложным путям. Европа ведь тоже заблудилась сегодня. Я помню, как в 1978 году первый раз приехал в Париж. Я удивился, тогда еще огромному количеству арабо-восточных людей. Я спросил: «Почему их так много?» Они говорят: «Потому что мы хотим их всех к себе, мы хотим, мы с ними». С одной стороны, это вроде бы и правильно. Но, оказывается, есть и границы. Границы генетические, культурные коды, генетические коды, менталитеты. И это все надо учитывать. Как только ты это не учитываешь, начинаешь предавать свою генетику, которая есть в твоей стране, это начинает тебя бить, как только забвению в силу разных мотивов предается, то оно начинает катить за собой снежный ком, который и привел сегодня к совершенно чудовищной ситуации. Потому что сегодня это уже война».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Сознание попсы, китча, и театр постепенно теряет свой первоначальный смысл. Запрещенный «Тангейзер», провокационно изображенный Христос, обнаженные части тела. Это такой театр у нас сейчас?»

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Театр всегда был таким, за исключением каких-то отдельных периодов. Ничего тут нового нет. Я читал записку тамбовского епископа 1908 года в Синод. Он пишет о том, что постановку Мейерхольда «Саломею» надо запретить, поскольку это просто надругательство, искажение. Если не знать, что это 1908 год, то формулировки абсолютно те же, как с связи с «Тангейзером». Это всегда было, поэтому ничего тут нового нет. Другое дело, что тут должна быть мера, а мера – это вкус, а мера – это компетенция, когда ты понимаешь, что театр – это светское учреждение, что на это он имеет право, а на это – не имеет. Храм – это храм, а театр – это театр. Не надо путать эти две вещи. Что касается обнаженной натуры, я всегда придерживаюсь одного взгляда. Обнаженная натура или какое-то радикальное, резкое решение – если все это ради чего-то, то я против этого никаких возражений не имею. Когда я вижу, что это сделано именно для этого, для эпатажа, для того, чтобы любым способом зрителя возбудить, тогда, конечно, это абсолютное, профессиональное безобразие. Это плохо. 
*Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: * «К своему стыду я не посмотрел спектакль «Сегодня. 2016». Про что этот спектакль?»

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Герой сталкивается с инопланетными существами. Это фантастика. Даже по постановке вопроса. Инопланетные существа помогают нашей цивилизации развиваться, дают новые технологии, но в конце концов видят, что нас история ничему не учит, и предлагают вариант обнуления всех наших запасов. И вот тут наступает некая пауза, когда вопросы и амбиции начинают нас душить: а надо ли это? Я считаю, что это очень современная тема».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Возвращаюсь. У нас тема строительства человека проходит сквозной нитью. Театр должен заниматься строительством человека, но какого человека? Какие человеческие качества сейчас особую актуальность обретают?»

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Это все написано в очень хороших книгах. Много лет назад. Я имею в виду Евангелие, Библию. Культура – это не количество книг, это не просто образование. Бывают люди, которые и не читали такого количества книг, но они культурные изнутри. Чувство совести, чувство деликатности, вкуса, и это не позволит им себя вести преступно ни в бизнесе, ни в политике. Они будут людей любить и уважать. Я говорю об этом. Это самые главные черты сейчас, когда агрессия уже зашкаливает».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Я вам дам листок бумаги и попрошу написать слово, которое является ключевым для понимания того, как жить в этом мире».

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Строительство человека».