Нынешняя теплая зима окончательно подтвердила, что балтийская кольчатая нерпа под угрозой исчезновения. Новорожденных детенышей уносит от матерей и выбрасывает на берег.

Горожане находили беспомощных умирающих тюленей в разных местах. В Петербурге развернулась настоящая кампания по спасению редкого вида. Подробности — в репортаже Евгении Альтфельд.

Пилот разорившейся авиакомпании Сергей Бакалдин – спасатель по призванию. Встреча с погибающим от голода детенышем кольчатой нерпы взволновала его даже больше, чем недавняя потеря работы.

Сергей Бакалдин, спаситель кольчатой нерпы: «Пищал, ползал по льду, искал сосок матери, просил у людей помощи, в сапог упирался, лизал сапог. Конечно, было очень жалко его».

На переднем сидении машины Сергей вез тюлененка 200 километров. Плюшевая игрушка помогает воссоздать операцию по спасению.

Сергей Бакалдин, спаситель кольчатой нерпы: «Он все время свешивал голову, видимо, там попрохладнее немножко. Хотелось ему пить, высовывал язычок».

Только приехав к ученым, Сергей узнал, что его нерпа — самый маленький тюлень, который когда-либо попадал на реабилитацию. Вес – четыре килограмма, возраст — около месяца. Своего рода рекордсмен. Назвали его в честь острова Миккерике с приставкой — нано. Спустя три недели Сергей приехал к биологам навестить тюлененка.

Даже спасителя к маленьким нерпам пока не пускают — карантин. Поэтому довольствуемся видеоотчетом. Нано-Миккерике пока набрал только полкило. Но уже ест рыбу, скоро его будут учить охотиться и отучать от человека.

Вячеслав Алексеев, директор «Фонда друзей балтийской нерпы»: «Вот так он перелинял, сбросил бельковую шубку. Он очень дружелюбный, все время просится на ручки, чтоб его пообнимали, почесали. Видимо, очень мало времени с самкой был».

Вячеслав Алексеев — основатель центра по реабилитации кольчатой нерпы. Сейчас у него на попечении 20 тюленей, спасенных в разных районах Петербурга. На примере нашей плюшевой модели он показывает, как быть, если вы нашли нерпу на суше.

Кольчатая нерпа – арктическое животное, которое необъяснимым, парадоксальным образом осталось на Балтике после отступления ледника, объясняет петербургский исследователь балтийской нерпы Рустам Сагитов. Спустя тысячелетия климат стал еще теплее. Тюленей, по сути, ждет печальная судьба динозавров.

Рустам Сагитов, председатель национального комитета Международного союза охраны природы: «Когда мы начали исследование, мы за голову схватились. Оказалось, в Финском заливе не более 300 нерп».

Нерпы приносят потомство только на льду. Теперь он тает раньше времени, его ломают ледоколы. Маленькие нерпы погибают. Счастливчики находят помощь у людей.

Одного из детенышей ладожской кольчатой нерпы передали биологам профессиональные спасатели. На этом самом катере они на полной скорости шли по Неве от станции у Петропавловской крепости до Октябрьской набережной, где рыбаки увидели маленького тюленя.

Евгения Альтфельд, корреспондент: «Кольчатую нерпу ученые в шутку называют патриотом Финского залива. Что тут скажешь? Лед тает, условия обитания ухудшаются, но не хочет нерпа переселяться в более благополучные районы. Остается жить на родине».

Петербургские ученые не хотят мириться с естественным ходом событий и потерять балтийскую нерпу. Пугающий факт — за последние полвека на земле исчезли более десятка редких видов животных. Биологи центра реабилитации ластоногих разрабатывают искусственные логовища, в которых тюлени смогут размножаться, несмотря на глобальное потепление. Как они будут выглядеть, пока не говорят. Но вот схема естественного тюленьего жилища. Сверху — снежный торос. Вход только со стороны воды. Мать кормит тюлененка несколько недель и только потом он может выйти из убежища.

Следующей зимой биологи установят в Финском заливе десяток экспериментальных искусственных логовищ для самок тюленей. И тогда, возможно, человеку удастся перехитрить природу ради ее же спасения.