Совет по сохранению культурного наследия, наконец, определился, что делать с домом Александра Абазы. Расселённым зданием девелоперы интересуются уже десять лет. За это время перебрали несколько проектов. Среди самых вероятных — элитная гостиница на сто номеров. Как будет выглядеть знаменитая петербургская музыкальная гостиная, узнала Дарина Жежелева.

Дарина Жежелева, корреспондент: «История у этого здания богатая — с 1840-х годов здесь жил министр финансов Российской империи Александр Абаза. Его жена открыла музыкальный салон — в нем бывали и Федор Достоевский, и Антон Рубинштейн, и князь Константин Константинович. А еще — именно здесь впервые прозвучала опера Петра Чайковского "Евгений Онегин". На реконструкцию этого здания покушались давно. Но в 2012 году градозащитники добились того, что дом признали памятником регионального значения. А это значит, что шансы сохранить исторический облик у дома Абазы теперь достаточно велики».

Комитет по охране памятников подтверждает — сохранят структуру здания, материал стен в главном доме, вид фасада. Он будет выглядеть так. А в музыкальном зале — восстановят даже лепнину. Это большая победа для градозащитников — ведь всего 10 лет назад инвестор предлагал вовсе снести здание. С тех пор проект переделывали 6 раз. Последний вариант — тоже устроил не всех. 

Никита Явейн, руководитель архитектурного бюро: «Последний вариант, который мы предложили — воссоздать фронтон, задвинуть эту стенку подальше, при этом и карниз, и верхушка остаются на исторических отметках. Но мы ни в коем случае не повышаем здание, и так далее».

Два внутренних двора здания превратятся в атриумы, закрытые сверху толстым стеклом. В одном из них — сделают углубление на три метра, чтобы разместить там трансформаторную подстанцию. Интересно то, что только эти два момента — и отличают последнюю концепцию от предпоследней, которую градозащитники успешно оспорили в суде в 2014 году. 

Людмила Зверева, житель дома №25 по набережной реки Фонтанки: «Не было подземного этажа и перекрытого атриумом первого двора. Я думаю, это еще хуже! Это шаг назад по сравнению с предыдущей концепцией».

Опасаются градозащитники и того, как себя поведет здание при таких масштабных работах. Но в архитектурной студии обещают сделать все максимально бережно. 

Никита Явейн, руководитель архитектурного бюро: «Мы серьезно разработали конструктивную часть, чтобы здание понесло нулевые осадки. Оно будет пересажено на новые сваи, короткие, типа "титан", но осадки при этом будут нулевыми и соседние здания не пострадают. И то заглубление, которое мы размещаем в соседнем дворе и помещаем там трансформаторную станцию — тоже не даст осадку и не принесет вреда окружающим зданиям».

В горячих спорах о «лице» здания не осталось места для обсуждения его «души». А ведь потомков Александра Абазы глубоко возмущает то, что на месте знаменитой музыкальной гостиной откроется — гостиница. Ксения Чурикова, праправнучка министра финансов, рассказывает — ее тети видели совсем другое будущее для фамильного дома.

Ксения Чурикова, праправнучка Александра Абазы: «Это просто бизнес, и никакой культуры, по их мнению. А мое мнение — с домом надо что-то делать, иначе он развалится. Они хотели бы, чтобы дом перешел к консерватории, чтобы тут был какой-то музыкальный центр, музыкальный салон, чтобы молодые ребята могли играть, учиться музыке и так далее».

О такой перспективе — сейчас речи уже не идет. Если последний проект не оспорят, уже следующей весной в доме начнутся работы. Никита Явейн убежден: так и произойдет. А градозащитники тем временем готовят документы для очередной борьбы в суде.