В Эрмитаже приступили к масштабному проекту восстановления сирийской Пальмиры. Для начала античный город возрождают виртуально. Волонтёры придумали компьютерную игру «Пальмирский рынок». Отправной точкой стала большая плита, на которой выбиты надписи на греческом и арамейском языках. Когда-то эта редкость — древний таможенный тариф — была передана в дар музею. Дальнейшие планы — восстановить город в гипсе. Артём Шарипов поучаствовал в проекте.

На волонтёрской кухне разрушенная руками террористов Пальмира — главное блюдо. Из алебастра быстро лепят модели статуй, привычный вид обретает храм Бэла, белый макет — точная копия главной святыни античного города. 

Мария Никифорова, волонтёр: «Мы советовались со специалистами, которые нам говорили, что лучше, какие использовать детали, какие спорные детали».

В Эрмитаже Пальмиру воссоздают разными методами. Компьютерная игра погружает в античность, отправляя зрителей на Пальмирский рынок, а голограмму потерянных памятников скоро покажут на выставке, рассказав наглядно, какого масштаба сооружения были разрушены. 

Михаил Кожуховский, начальник сектора по работе с волонтёрами Государственного Эрмитажа: «Мы не можем поехать в Пальмиру и двигать камни, но мы можем всем дать почувствовать хрупкость культурного наследия».

Вспомнить все. Руками неравнодушных наследие восстанавливают сначала виртуально. Перед реконструкцией собирают о цивилизации всю известную информацию.

Артём Шарипов, корреспондент: «Виртуальная модель Пальмиры станет пособием для изучения разрушенного памятника. Невиртуальным пособием стал зал Пальмиры в Эрмитаже. Гордость коллекции таможенный тариф, плиты с надписью на греческом и арамейском языках. Коллекция небольшая, но если с каждого мирового музея по частичке собрать, то получится большое представление о культуре».

Гробницы разорены, храмы уничтожены, и без того развалины превратились пыль. Теперь только музеи хранят культуру — говорит Михаил Пиотровский. Примечательно, что к восстановлению Пальмиры приступит Эрмитаж — главный музей Пальмиры северной. 

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Разрушено 70 процентов, но эти 70 процентов можно сократить до 30, так как разрушенные детали можно собрать, потому что они там валяются».

Пальмира — не только жемчужина Сирийской культуры. Волонтеры Эрмитажа и специалисты по реставрации приступают к восстановлению памятника мирового значения. Знаменитая Триумфальная арка знакома многим с детства. Весь шестой класс российские ученики смотрят на нее, открывая учебник истории. 

Ваддах Ал-Джунди, директор Центра российско-арабского сотрудничества: «Наш — не наш, нет, мы чувствуем, что это для многих цивилизаций, поэтому сирийцы готовить жизнь положить за это, и именно Пальмира показывает, что мы не уступаем террористам. Даже камень для нас — это важно».

Большой путь начинается с малого, в данном случае реставрация начинается с макетов, созданных в маленькой комнате волонтеров Эрмитажа. Получается, и они тоже вписывают свои имена в общее дело о возрождению мировой ценности. 

— Пальмира должна быть восстановлена.