Концепцию квартала Верховного суда на проспекте Добролюбова и реконструкцию дома Форша на набережной Фонтанки обсудили эксперты во время совета по сохранению культурного наследия.

Заседание длилось несколько часов. Но сначала на выезде в Петергофе решали, как будут восстанавливать Нижнюю дачу в музее-заповеднике. Обо всем по порядку расскажет Артем Шарипов.

Казалось бы, полувековые руины уже никогда не обретут второй жизни. Но у императорской дачи удачное время, не иначе. Идея законсервировать фундамент выдвигалась, но ее не поддержали. В итоге решили знаменитый Нижний дворец Николая Второго восстановить полностью. 

Артём Шарипов, корреспондент: «Богатство событий, которые происходили в стенах дачи, делают памятник уникальным для истории России. Ведь именно в ней император Николай Второй подписал манифест о вступлении России в Первую мировую войну и именно здесь, на даче, родился цесаревич Алексей, единственный наследник престола».

Скоро все изменится, но пока руины напоминают о том, как к истории относились раньше. В 1961 году дачу взорвали. Ходит легенда, что ребенок одного высокопоставленного чиновника сломал ногу, играя в здании. За это и наказали объект. А на совете подержали решение «Петергофа» восстановить его в новых материалах с перепланировкой.

Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Экскурсовод будет говорить, что «вот здесь была дача, та самая, где принималось решение о войне и мире в 1914 году. Это последний дворец императора Николая Второго. Изначально такой подход предполагает лукавство. Поэтому возрождая петергофский ансамбль, мы должны, мне кажется, идти путем реставрации в первую очередь. А реставрация означает сохранение объемно-пространственных решений».

Елена Кальницкая, генеральный директор государственного музея «Петергоф»: «Мы предложили абсолютно новую и, на мой взгляд, очень честную концепцию, которая показала бы, что мы сохраним все подлинное, дополнили его заведомо современными материалами, чтобы показать, что время сделало с этим памятником».

Современным зданием предстанет дом Форша, известный как дом Абазы. Из него сделают отель Hilton на сто номеров. Главное, что овальный зал, где впервые исполнили оперу Чайковского «Евгений Онегин», восстановят. Проект перестройки подержал совет по сохранению культурного наследия Петербурга. 

Но самым главным решением совета стало одобрение концепции комплекса Верховного суда. Он в скором времени появится на проспекте Добролюбова. Против проекта проголосовали четверо. 

На территории почти в 10 гектаров раскинется комплекс и главное здание суда, а за ним часть жилая на 600 квартир. Украшением места будет театр балета Бориса Эйфмана. Впрочем, не все в архитектуре понравилось совету. В здании суда профессиональный глаз увидел сталинский ампир. 

Михаил Мильчик, замдиректора по научной работе ОАО «Научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация»: «Она же определенную систему выражает, взгляды и суждения, вряд ли они откажутся от этой стилистики».

Не понравилось совету и высота театра. 28 метров при разрешенных для центра города 25 — перебор. Внимание забирает у Биржи, заявляют эксперты. Впрочем, мнения разделились. 

Сергей Семенцов, декан архитектурного факультета СпбГАСУ: «Купольная зона из разных точек царит над памятниками, это критическая ситуация, которую легко избежать».

Николай Буров, директор музея-памятника «Исаакиевский собор»: «Театр никак не может уйти на первый план на набережной Малой Невы, потому что он выскочит и будет тогда диссонировать с противоположным берегом. А в таком предложении я не вижу диссонанса».

На набережной Малой Невы появится парк и набережная. Проекту остался последний шаг — пройти Главгосэкспертизу. После чего в ноябре начнется строительство. Сумма проекта не называется.