Разбираться во всех деталях дела будет и специальная комиссия, сформированная по поручению министра обороны. Пока ловили беглецов, весь город был в напряжении, но оказалось, что военнослужащие стремились как можно быстрее покинуть страну. Александр Чуев подробнее.

Первые показания подозреваемые в убийстве двух медсестер в окружном госпитале дали уже в здании пограничного управления ФСБ городка Светогорск. 

В казенном здании их развели по разным комнатам. суровый, с тяжелым взглядом из-под лобья Томский — в начале именно его называли убийцей пожилых медработниц. И Доценко с перебитой переносицей — возможно, он споткнулся при попытке к бегству или оказал сопротивление. Отдельно от них в соседнем помещении Зиганшин, который еще утром звонил маме и клялся, что не виноват. Перед ним красноречиво лежат письменные принадлежности, говорящие о том, что он уже начал сотрудничать со следствием. Камера скользит по военной форме, провианту и выхватывает возможно основную причину кровавой расправы над женщинами: медикаменты. Демидрол, другие таблетки, названия которых не видно, ампулы и шприцы. 

Максим Гришин, следователь по особо важным делам Военного следственного управления СК РФ по ЗВО: «В 14:00 подсудимые задержаны на границе с Финляндией. Расследование продолжается».

Тела медсестёр психиатрического отделения военного госпиталя имени Соловьева — 63-летней Надежды Ивановой и Ольги Гороховой — ей было 52 — обнаружил дежурный офицер в полпервого ночи. Он же и вызвал полицию. Одна с ножевыми ранениями, у другой признаки удушения. Иванова недавно в третий раз стала бабушкой. 

Марина Горбылева, поруга погибшей: «Когда услышала фамилию, мне стало плохо. Это мама моей подруги. Очень добрый, замечательный человек. От нее никогда не было слышно грубого слова. Любого преступника, асоциального человека могла успокоить своим спокойным, дружелюбным отношением».

В палатах не досчитались троих: первокурсника Военно-космической академии Даценко, рядового взвода технического обеспечения Зиганшина и рядового учебного взвода внутренних войск Томского — все они 1997 года рождения. Были соседями по койкам. Направили их туда после медкомиссии перед увольнением. У всех троих были обнаружены отклонения психики, но диагнозы разные. По неподтверждённым данным, Томскому поставили психопатию. Через два с половиной часа после побега Зиганшин позвонил домой. 

Мария, подруга Давида Зиганшина: «Мама только до него дозвонилась, он ей ничего не сказал, сказал только то, что он не знает где, только далеко, его не выпускают, он не может убежать от этих парней, с кем он был, потому что его не отпускают. Потом она услышала голос, удар, затем скинули телефон».

Сегодня с утра решением министра обороны Сергея Шойгу в Петербург направлена спецкомиссия, которая должна разобраться, что случилось и кто виноват. Очевидно, что в таком отделении публика особенная. А приглядывали за пациентами не санитары, а медсестры в возрасте. 

Сергей Анденко, заслуженный врач РСФСР: «Там особые правила поведения, там особый подход к каждому больному. И, естественно, соблюдение, неукоснительное соблюдение правил, они написаны кровью. Любое несоблюдение подобных вещей приводит к тяжелейшим последствиям. Может быть, даже девчонки что-то не доделали. Дверь там не закрыли, не соблюли элементарные правила… Может быть, не заметили, что это буйные больные. То, что их двое — тоже особые обстоятельства».

По одной из версий следствия: подозреваемые хотели забрать из сестринской документы. Им пыталась помешать медсестра. Тогда её убил — предположительно — военнослужащий по контракту Александр Томский. Другие пациенты говорят, что слышали крики и видели его с ножом в руке. Вторая медсестра, вероятно, прибежала на помощь и была задушена в коридоре. Затем её тело оттащили в туалет. Томский, Зиганшин и Даценко без труда вышли из здания госпиталя, перелезли через забор и скрылись. 

Игорь Лазарев, психиатр-нарколог: «Я не знаю мотивов, что толкнуло их. Если мотив был, допустим, психотический, человек в психозе, видит или слышит галлюцинации и совершил правонарушение под действием галлюцинаций, конечно, ему нужна экстренная психиатрическая помощь, и он представляет здесь прямую опасность и для себя, и для окружающих».

Командование округа и полиция организовали совместный розыск, подключили весь личный состав МВД. На особый контроль взяли аэропорт и вокзалы. Оперативная группа проверила квартиру Томского на улице Композиторов. В операции задержания вместе с СОБРом, ОМОНом и сотрудниками уголовного розыска принял участие военный спецназ. 

На поиски и задержание беглецов ушла ночь и полдня. 

Аркадий Чаплыгин, адвокат: «О сопутствующих преступлениях, например, о самовольном оставлении войсковой части, то в тех пропорциях наказания, которое им грозит, вот этот смешной срок, который им добавят за самовольное оставление, пройдёт для них незамеченным».

Уголовное дело по статье «Убийство двух лиц организованной группой по предварительному сговору» может быть расширено и попыткой незаконного перехода границы. Максимальная мера наказания — пожизненное заключение. Но уже очевидно, что основным вопросом в суде будет определить того, кто убил медсестер. И степень его вменяемости.