Стандартная операция по исправлению носовой перегородки, так называемая септопластика, закончилась для семьи Волковых трагедией. 31-летний петербуржец после медицинского вмешательства попал в реанимацию в состоянии клинической смерти. И спустя несколько дней скончался. В самой клинике произошедшее называют настоящим шоком. Почему несложная операция закончилась летальным исходом, расскажет Павел Архипкин.

— Это фотография свадебная, это тоже свадебные. Эти фотографии были сделаны за 3 дня до операции. Мы ходили на др всей семьей.

Этот улыбающийся мужчина на фотографиях — Станислав Волков. В 31 год после операции на перегородке носа он умер. Жанна, жена Станислава, с дочкой Таисией на руках — девочке еще нет и года — ту неделю в конце марта вспоминают как кошмарный сон.

Жанна Волкова, жена Станислава Волкова: «Проблем со здоровьем никаких не было. Беспокоил только храп. Он очень сильно храпел. Когда мы сходили на обследование к ЛОР-врачу в поликлинику обычную, ему сказали, что одна из причин — искривление носовой перегородки, и язычок у него длинный».

Без долгих обсуждений решено было сделать бесплатную операцию, в медицине называемую септопластика. Из поликлиники Станислава направили в больницу Святителя Луки. У пациента взяли все анализы, сделали электрокардиографию сердца.

Павел Архипкин, корреспондент: «Станислав Волков поступил на плановое оперативное лечение в больницу Святителя Луки 21 марта. Никаких противопоказаний у пациента выявлено не было. Здесь ему провели операцию по устранению искривления перегородки носа. В неделю в этом медицинском учреждении выполняют порядка десяти подобных хирургических вмешательств».

Как несложная и распространённая операция закончилась летальным исходом, в больнице обсуждают едва ли не все врачи. 22 марта. Начало септопластики 10:55, окончание — 13:30 — гласит запись в медицинских документах. Во время вмешательства у пациента открылось кровотечение. Для операции на носу — это штатная ситуация, объяснили специалисты. Все завершилось успешно. Станислав самостоятельно перешел с операционного стола на каталку. Его перевели в общую палату. Через час он оказался в реанимации в состоянии клинической смерти.

Сергей Попов, главный врач клинической больницы Святителя Луки: «У пациента констатировали нарушение сердечно-легочной деятельности и перевели в реанимацию. Выполнялся комплекс реанимационных мероприятий. Пациент восстановил самостоятельно дыхание, это важно, присутствовали рефлексы. Восстановилась сердечная деятельность».

Однако положительная динамика была недолгой. Дальнейшие 8 дней в истории болезни Станислава ежедневно появлялась одна строчка — состояние крайне тяжелое. Отёк мозга. Станислава погрузили в медикаментозный сон. Но спасти мужчину не удалось. Утром 30 марта раздался самый страшный звонок в жизни Жанны.

Сергей Попов, главный врач клинической больницы Святителя Луки: «Я поднял статистику. У нас смертность по клинике полпроцента на весь стационар за год. Это один из лучших показателей в Санкт-Петербурге. Это нонсенс. Это та ситуация, это трагедия. Это шок и для всего медицинского персонала клиники».

Перелистывая кипу документов — история болезни мужа заняла почти сотню страниц — Жанна сама пытается разобраться, кто и на каком этапе совершил ошибку.

Жанна Волкова, жена Станислава Волкова: «По мне, есть какая-то вина врачей. Не уследили, недосмотрели. Да, они сделали все возможное в реанимации. К тем врачам, наверное, у меня нет претензий. К реаниматологу главному. Но они работали уже со следствием. Клиническая смерть произошла, и были последствия с которыми они работали. То есть вот этот вопрос самой операции и дальнейшее нахождение его в общей палате. Вот к этому у меня вопрос».

Жанна написала заявления в Следственный комитет и прокуратуру. В клинике Святителя Луки проводят свою проверку. Но прояснить ситуацию должна судмедэкспертиза.

Дмитрий Обуховский, адвокат: «Я думаю, что будет поставлен ряд вопросов, чтобы выяснить, надлежащим ли образом оказана медицинская помощь на каждом из ее этапов. При обследовании до операции, не было ли противопоказаний, надлежащим ли образом выполнено хирургическое лечение, остановлено кровотечение после операции. Что привело к такому тяжелому состоянию. Скорее всего, речь пойдет об источнике кровотечения, который послужил проникновению крови в трахеобронхиальное дерево».

Главврач на время расследования отстранил от работы хирурга, который проводил операцию.

Сергей Попов, главный врач клинической больницы Святителя Луки: «Я, конечно, от всего коллектива, лично от себя родственникам приношу соболезнования».

Маленькой Таисии 8 мая исполнится год. Пока она не понимает, что папы больше нет. Но все переживания мамы ей передаются.