Теракты в Брюсселе стали очередным потрясением для всего мира. Эксперты говорят о конце эпохи спокойствия. Алексей Михалев рассказывает о мерах безопасности в Петербурге.

В брюссельском аэропорту не оказалось даже рамок металлодетектора. И это заставило оглянуться вокруг: а как дела обстоят в Петербурге? Мы обнаружили досмотр там, где его прежде не проводили. К транспортным узлам спешно подвозили багажные сканеры. Жестче стал контроль в «Пулково», где усиление режима ввели в конце прошлого года, после египетского теракта. Оказалось, и это не предел.

Маргарита Потехина, руководитель пресс-службы аэропорта «Пулково»: «Введены дополнительные меры безопасности. В том числе у нас усилен досмотр пассажиров: как входной, так и предполетный».

В метрополитене спецконтроль стал повседневным. За год провели 9 миллионов досмотров, во время которых какого только оружия не находили. Но важнее, что изменилась психология пассажиров, не оставивших без внимания ни один подозрительный пакет.

Юрий Иванов, начальник службы контроля Санкт-Петербургского метрополитена: «Если предмет определяется как потенциально опасный, полицией принимается решение о закрытии станции, вызове соответствующей службы. Надо учитывать, что станции закрывают для обеспечения безопасности пассажиров».

Откровенно говоря, понимают это не все. Мол, никакую взрывчатку всё равно не найдут, зачем тогда станцию закрывать? И в голову не приходит, что потерянное время и дорога в объезд – мизерная плата за то, что кто-то обследует пресловутые «безнадзорные предметы». И как это здорово, что ничего не нашли. Могло быть иначе.

Боевик «Падение Лондона» – классическая антиутопия, в которой невероятный сюжет неотделим от настоящих повседневных страхов. Лидеры западного мира слетаются в Лондон на похороны британского премьер-министра, где неуязвимый злыдень показывает им, как выглядит ад. Голливудская фантазия – отголосок вполне реальных событий. Жизнь уже писала похожие сценарии.

Алексей Михалёв, обозреватель: «Я работал собственным корреспондентом российского телевидения в Великобритании. И в июле 2005-го находился на саммите G-8 в Шотландии, когда в лондонской подземке произошел теракт. Первый теракт в Западной Европе, совершенный смертниками. Крупнейший по числу жертв взрыв в Лондоне со времен Второй мировой войны. Самый страшный теракт в истории Британии со времен Локерби. 52 человека погибли на разных станциях метрополитена. Мы с оператором кинулись в аэропорт, чтобы лететь к месту трагедии, в Лондон, и успели в последний самолет – сразу за нами небо над Британией было наглухо закрыто. На глазах у глав восьми крупнейших мировых держав. Было понятно, почему это случилось здесь и сейчас».

Когда рвануло в Брюсселе, многие кинулись писать друзьям: отзовитесь, вы в порядке? Аркадий Сухолуцкий – популярный русский блогер, давно проживающий в Бельгии. Мы отыскали его в городской сутолоке, два дня спустя после взрыва.

Алексей Михалёв, обозреватель: «Что касается общего настроения: как выразить его несколькими словами? Подавлены ли люди, или, напротив, стремятся злу противостоять?».

Аркадий Сухолуцкий, независимый журналист: «Есть, конечно, шок. Не вижу, чтобы власть спрашивали: как такое могло произойти?…»

Петербург с Брюсселем связывает множество невидимых нитей. Одна из них – карильон Петропавловки, который привез в Россию Йо Хаазен, рассказавший нам, что фамилия его переводится как Зайцев, и на Заячьем острове это так уместно. Словом, обрусел посланец Фландрии. Так же, как и два игрока «Зенита»: Николас Ломбертс и Аксель Витсель. Оба вызваны в национальную сборную, оба в день теракта оказались в столице Бельгии. И Ломбертс откровенно признал, что в Петербурге он чувствует себя гораздо безопаснее, чем в Брюсселе или Антверпене.

Андрей Кочергин, советник президента республики Ингушетия по вопросам безопасности: «Давать советы, куда головой падать, а куда – пятками? Поверьте, вы не успеете этого сделать. Пугаться каждого человека с сумкой? Хаос на руку кому угодно, только не нам».

Но можно взрыва не допустить. Если честно признаться себе, что эпоха спокойствия, которой, при всех оговорках, была отмечена вторая половина XX века, уходит в прошлое. Что жить предстоит в новой реальности, с новыми стандартами безопасности и мир никогда не будет прежним.

Алексей Михалёв, обозреватель: «Достаточно взглянуть на Брюссель – милый приветливый город, на окраине которого еще недавно можно было встретить мирно пасущихся коров. И который считался тишайшим и безопаснейшим местом в самом сердце Европы».