Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин отпраздновал свое 70-летие. Накануне он получил не только поздравления, в том числе от руководства страны и города, но и орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

За годы работы в Петербурге Фокин кардинально изменил театр и добился присвоения ему статуса Национального достояния.

Владимир Мединский, министр культуры России: «Вас любит публика, к вам прислушивается профессиональное сообщество, пользуетесь среди профессионалов громадным авторитетом». 

Владимир Кириллов, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «За последнее время, что сделал Валерий Владимирович. Мы провели Год литературы, открывая его именно этим спектаклем. И по признанию критиков, это мероприятие было лучше, чем оно проходило в Москве». 

Вячеслав Макаров, председатель Законодательного сбрания Санкт-Петербурга: «Настоящий мужчина проявляется в сложных, порой драматических и нестандартных ситуациях. Мы видели вас в таких ситуациях. Именно в эти минуты всегда проявляется калибр личности человека, калибр его души». 

Поздравления сыпались на Валерия Фокина во время праздничного вечера в Александринке. Спектаклем «Маскарад. Воспоминания будущего» завершился фестиваль, посвященный круглой дате.

Александр Одинцов продолжит.

Сегодня, если кого и вызывают на бис, так это художественного руководителя Александринки. Свой день рождения Валерий Фокин, как и обещал, провел на работе. Но вместо авторского вечера революционный спектакль — экспедиция как фирменный почерк маэстро. Классический текст в основе сценария, канонический Мейерхольд и непременный оттенок современности в сценографии.

Валерий Фокин, кажется, привык всегда бросать себе вызов, как на сцене, так и в жизни. Когда люди искусства начали перебираться в Москву, он отправляется в Петербург. После работы в «Современнике», «Сатириконе», после руководства Московским театром имени Ермоловой и центром имени Мейерхольда москвич Фокин с 2003 года руководит Александринским театром. 

Михаил Швыдкой, художественный руководитель «Московского театра мюзикла»: «Он умеет делать все наперекор судьбе. В Петербурге очень трудно экспериментировать, тут дань традициям, тут все находятся под прессом этой великой культурной истории». 

Под прессом этой великой культурной истории, войдя 13 лет назад в новый театр, Фокин сразу экспериментирует с формой, жанрами, сценарием. Сам он неоднократно признавался, что не любит так называемую зону комфорта, ей предпочитает скорее экстремальные условия. 

Сергей Паршин, народный артист России: «Наша труппа — несколько растренирована, разболтана — вдруг выяснилось, что она может работать в разных жанрах, что актеры не забыли то, что они умели, и они с радостью отвлекаются на новые веяния, эксперименты. И нам достаточно хорошо в этих экстремальных ситуациях». 

За годы работы Фокин поставил на лучших мировых сценах почти 70 спектаклей. Перед своей круглой датой в Александринке показали 10 последних. Почти каждая собрала немало театральных наград. Успех, говорят именитые гости вечера, обеспечил характер и строгая приверженность художественной дисциплине. 

Константин Райкин, народный артист России, руководитель театра «Сатирикон»: «Без страха здесь ничего не сделаешь, просто страх здесь не единственное чувство, которое должен вызывать режиссер. Он должен вызывать и уважение и даже любовь. Он занимается тем делом, к которому его предрасположила природа, ему очень идет заниматься режиссурой». 

В своей режиссуре Фокин трансформирует все — от характеров до декораций. И, кажется, никогда не повторяется в этих опытах. Премьера этого года «Сегодня. 2016» — пожалуй, первый спектакль, который заставил Фокина на время отойти в сторону от любимых классиков — Достоевского и Гоголя. Автор этого сценария — сын Кирилл. Но старший Фокин, конечно, вносил корректировки. 

Кирилл Фокин, сценарист: «Мне очень повезло, что я его сын. Если бы я не был его сыном, я бы просто сошел с ума, я чувствую. Я бы все ему отдал, ловил бы каждое его слово настороженно. Не мог бы слово ему поперек сказать. А так поскольку у нас внутри семьи достаточно свободные отношения, я мог с ним и поспорить». 

Режиссуру Валерий Фокин никогда не называл работой, для него театр — служение. И кажется, что ему он намерен посвятить каждый день. Не важно будни это или даже 70-летие. 

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра: «Мне сейчас нужно сделать, пока Бог дает здоровья, еще несколько спектаклей. Больше у меня нет целей. И еще одна цель — мне нужно кое-что в себе изменить. Надо все доказывать делом. Потому, что если люди видят, что это полезно — это все, а культура в городе, вернее аура — ее надо только почувствовать, и тогда здесь работать очень интересно».