На Новой сцене Александринского театра представили премьеру — спектакль Валерия Фокина об альтернативной реальности. Театральный жанр, по определению автора, — детективно разработанная политическая фантастика. В основу сценария легла повесть сына Валерия Фокина Кирилла. Какое место в постановке отвели инопланетному разуму расскажет Анна Безкровная.

За спектаклем зритель в прямом смысле наблюдает из-за решетки. В самом начале своеобразная клетка опускается рядом с креслами. И это далеко не единственный подобный прием. Вся постановка буквально пронизана технологическим диковинками: декорации постоянно двигаются, на экранах транслируется видео. Главный герой оказывается запертым в стеклянном параллелепипеде. Валерий Фокин задействовал если не все, то уже точно большую часть возможностей этой сцены.

Петр Семак, исполнитель роли Владимира Огнева, народный артист России: «Тут сложная задача, на самом деле. Техника тоже участвует в этом создании спектакля на сцене. Многое зависит от меня, многое зависит от техники. Многое зависит от меня, многое зависит от технических возможностей этой сцены. История очень интересная. Очень современная».

История фантастическая. В прямом смысле этого слова. Герой Петра Семака — психолог. Он один из тех немногих, кто знает о существовании инопланетного разума. Пришельцы — это не смешные зеленые человечки, а некая сила, которая проявляется лишь ментально и предлагает землянам кардинально изменить свою жизнь. Забыть о войнах и убийствах. Но жители нашей планеты отказываются стать пацифистами.

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, народный артист России: «Эта ситуация провокации смысловой провокации мне показалась очень важной и интересной, потому что она сегодня очень современна. Мы все находимся на грани и уже вошли одной ногой в войну. Мы уже там, потому что война идет, и это не секрет. Поэтому вот и этот страх, с одной стороны, и ощущение катастрофы, к которой мы приблизились. И вот этот вот предложение, которое отвергается, тем не менее в этой экстремальной ситуации, это уже сигнал о том, что с нами далеко не все в порядке».

Автор этой антиутопии не кто иной, как сын самого режиссера. В прошлом году Кирилл выпустил повесть «Огонь», которая и легла в основу сценария. Книга не только о вторжении инопланетной силы, но и об альтернативной истории: к власти в СССР пришел Троцкий, и мир стал жить совсем по другому сценарию. Сюжет понравится худруку Александрийского театра настолько, что тот на время отложил в сторону любимых Гоголя и Достоевского и впервые поставил на сцене фантастику. 

Кирилл Фокин, автор повести «Огонь»: «Главный человек, который оказал на меня влияние — это мой отец, поэтому во многом этот текст писался под его влиянием. Там, скажем, есть японские мотивы, Достоевский, атмосфера и прочее. Поэтому мне кажется, когда он это прочил, он понял, что это похож на тот материал, с которым он работает».

История написания книги тоже почти фантастическая. Все события, описанные в повести, Кирилл увидел во сне. Тогда он даже не предполагал, что сюжет окажется настолько актуальным в этом году, что даже постановка его отца будет называться «Сегодня.2016». 

Анна Безкровная, корреспондент: «Большая часть книги "Огонь" была написана еще в 2012. События и вовсе разворачиваются в альтернативной реальности, где время условно. Но спектакль еще в своим названием: "Cегодня.2016" заявляет о связи с современностью. Прошлое, будущие, реальная история и фантастика сплелись вместе, чтобы рассказать о, угрозах которые, кажется, стояли перед человечеством всегда».