О значении исторической встречи Папы Римского Патриарха Кирилла для католиков и православных Петербурга рассказывает Алексей Михалёв.

Юрий Зинчук, ведущий: «В Петербурге продолжают обсуждать итоги встречи главы Русской православной церкви Патриарха Кирилла и главы католиков Папы Франциска. Даже далекие от религии люди понимают, насколько эпохальной была эта недолгая встреча в аэропорту Гаваны. Предстоятели двух церквей подписали совместную декларацию, состоящую из тридцати пунктов. Главный смысл: они признали, что впервые за многовековую историю христианской цивилизации объявлена война. И призвали свою паству к объединению усилий в столь непростое время.

О том, как реагировал Петербург на встречу в Гаване, и как еще 200 лет назад он способствовал тому, чтобы такая встреча состоялась, расскажет наш обозреватель Алексей Михалёв. Кстати, для справки. Религиозный Петербург – это 65 процентов православных. И лишь один процент составляют представители католической церкви. Но всё равно нас очень многое объединяет. Очень многое».

В Петербурге христианское «Радио Мария» вещает уже 17-й год. Основанное в католической Италии, оно предоставляет эфир и православным пастырям.

В студии под образами встречаются представители различных христианских церквей. Сегодня в прямом эфире беседуют протоиерей отец Илия и католический священник отец Юрий. Тема беседы – итоги встречи на Кубе. Ситуация в студии условно повторяет ситуацию в гаванском аэропорту. Принципиальная разница в том, что организовать встречу Патриарха и Папы значительно сложнее, чем наладить сотрудничество рядовых священников, которые давно ведут диалог.

Юрий Дорогин – священник-доминиканец. А это место служения отца Юрия. Базилика святой Екатерины Александрийской – один из старейших католических храмов России, в создании которого принимали участие Доменико Трезини и Антонио Ринальди. Другой видный католик, Огюст Монферран, был прихожанином этой церкви, что не помешало ему создать крупнейший православный храм города – Исаакиевский собор. Во все времена одной из основ Петербурга оставалась веротерпимость.

Отец Юрий Дорогин: «Очень важно, чтобы встретились не только первоиерархи, но и каждый православный с каждым католиком».

Такие встречи были обыденными еще 100-200 лет назад, оставив множество исторических следов.

Алексей Михалёв, обозреватель: «Эти знаки и созвучия зачастую скрыты в мелком орнаменте и потому не всегда видны. Но есть и вполне очевидные. Вот католический собор Святой Екатерины, а вот – Казанский собор. Причем, что важно, кафедральный собор Российской империи, который хранит весьма примечательную символику. И память о тех временах, когда Павел I мечтал, что именно здесь будут молиться христиане всего мира: православные, лютеране, протестанты, католики».

Символ православного Петербурга, он выглядит совершенным европейцем. Итальянцем, если говорить точнее. Казанский собор – уменьшенная копия собора Святого Петра в Риме. Вроде бы все к этому привыкли, а тут есть чему удивиться. Будучи ковчегом особенной для русского православия святыни – Казанской иконы Божией матери – он тем не менее хранит черты западной базилики.

Валерий Ахунов, религеовед: «Самое главное, что это один из немногих храмов того времени, который построен не в форме равноконечного креста, как в последствии были построены Троицкий и Спасо-Преображенский соборы, как многие другие соборы Петербурга, а именно в форме латинского креста. Неф – длинная часть этого креста».

Окраина города, небольшая квартира на последнем этаже девятиэтажки. Вот пример того, как символы двух разных церквей, да и сами носители этих символов, уживаются в быту.

Воспитанный в православной семье, Михаил недавно принял католичество. Оказалось, что суверенитет не ведет к отчуждению. В чем-то даже наоборот.

Михаил Гостенков, католик: «Суть Христианства не в том, какого числа мы что-то празднуем. А в том, что если есть возможность сделать это вместе, то почему нет?».

Вспомнить об общих корнях призвал Ефим Резван – известный петербургский ученый, раздавший по всему миру тысячи символических паспортов пророка Ионы. Сближение церквей он называет условием физического выживания.

Ефим Резван, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН: «Самыми гонимыми в мире сегодня стали христиане. Мы можем говорить о геноциде христиан на Ближнем Востоке. Для тех, кто сегодня нападает на христиан, им неважно: православный перед ними или католик, маронит».

Иерей Илия Макаров, ответственный секретарь совета по культуре Санкт-Петербургской епархии: «Сегодня, возможно, сам Господь нам указал: христиан убивают только за то, что они христиане. Христиане всего мира, вы где?».

В Петербургской Епархии не отрицают тревожного тона декларации. Однако призывают не ожидать от знаковой встречи сиюминутного эффекта.

Протоиерей Александр Пелин, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии: «Когда очень близко картину рассматриваешь, можно увидеть отдельные мазки, но не увидеть сюжет в целом. Давайте, подождем, чуть отойдем вдаль, чтобы почувствовать значимость события».

«Земные перегородки до неба не доходят» – завещал Святитель Филарет Московский. Встреча в Гаване – напоминание о том, что за тысячу лет примирение стало нормой. И ценность человека определяется вовсе не тем, насколько верно он накладывает на себя крестное знамение.