Жизни и творчеству выдающегося режиссера Эльдара Рязанова посвящен репортаж Алексея Михалева.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Ушел из жизни Эльдар Рязанов — один из самых любимых комедийных режиссеров страны. 50 лет в кинематографе, из них 30 лет вплоть до конца 80-х в статусе главного комедиографа страны. Какое это было счастье для зрителей наблюдать на протяжении многих лет негласное соревнование трех китов этого жанра. Гайдай, Данелия, Рязанов.

У Петербурга-Ленинграда с Эльдаром Рязановым была особенная связь, без которой не было бы его феноменального успеха. Прежде чем киноведы по полочкам разложат наследие выдающегося режиссера, пытаясь понять, в чем же секрет его искусства, это сделал наш обозреватель Алексей Михалев».

Петербург простился с Эльдаром Рязановым. И в том расставании был личный мотив. Ленинград — «С легким паром!», «Приключения итальянцев», «О бедном гусаре…» и даже несколько сцен «Вокзала для двоих». Не говоря о более поздних фильмах.

Но большинство работ Рязанова экстерриториальны и сняты, где придется («Старики-разбойники», к примеру, во Львове), и действие происходит не пойми где.

В этом первый трюк Рязанова — рассказывать сказки, а он был выдающимся сказочником, персонально и достоверно, сделав зрителя полноправным участником процесса, как в театре. Не случайно большинство его актеров — театральные.

Сергей Шолохов, кинокритик: «Он больше всего следил за развитием сюжета. Для него было принципиально важно, чтобы зритель интересовался, что будет в следующем кадре не только умом, но и еще сердцем».

В кино он пришел без раскачки, за 20 лет до «Иронии судьбы» получив копирайт на главный новогодний фильм. Снятую в 1956 году «Карнавальную ночь» только в кинотеатрах посмотрели 50 миллионов зрителей. «Гусарская баллада» имя Рязанова обессмертила, подарив народу поручика Ржевского. Но оказалось это только начало.

Прежде в советском кино так никто не шутил. И в этом трюк №2. В авторском дуэте Брагинский отвечает за лирику, Рязанов — за сатиру и юмор, но его смешливость не ограничена одним только сценарием. Сергею Мигицко, сыгравшему у Рязанова Андерсена, режиссерская веселость мешала приладить бутафорский нос.

Сергей Мигицко, народный артист России: «И как он потешался, просил еще сыграть сцену в этом гриме: «Ха-ха-ха! Как ребенок, радовался».

Третий секрет успеха. В команде нужен постоянный компаньон-композитор. На тридцать лет им станет Андрей Петров, начав с ходу с настоящего хита.

На роль Деточкина претендуют сразу несколько знаменитых артистов: Юрий Никулин, Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Но Рязанову нужен достоверный недотепа, вот чтоб совсем не от мира сего. Увидев такого на площадке, Андрей Петров на одном дыхании пишет знаменитый вальс.

Наталья Петрова, вдова Андрея Петрова: «Именно когда появился Смоктуновский, тогда появилась эта мелодия. Другой персонаж был бы по-другому интерпретирован музыкально, я думаю. А тут такая корявость, болезненность».

Актеры в фильмах Рязанова часто поют сами. Гурченко, Фрейндлих, Миронов, Мягков. И это его фирменный рецепт: вроде не мюзикл, но уже на грани. Фильм «О бедном гусаре» памятен всем романсом Андрея Петрова на стихи Марины Цветаевой. Для Ирины Мазуркевич он был визитной карточкой, но за минувшие 30 лет стал общей эпитафией.

Ирина Мазуркевич, народная артистка России: «И когда дохожу до места: «Ваши кудри», в памяти непроизвольно возникают образы людей, которых уже нет. И среди этих людей теперь будет Эльдар Александрович».

В последние годы он часто цитировал Феллини, который 30 лет назад произнес: «Мой зритель уже умер». Понятно, что это метафора, но нельзя не возразить. Эльдар Рязанов действительно пережил многих своих соавторов и даже страну, с потерей которой так и не смирился, но фильмы его абсолютно вне времени, что в очередной раз напомнит вечер 31 декабря.