В России могут приватизировать все киностудии. Павел Никифоров разбирался, как это может отразиться на развитии отечественного кино.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «В Петербурге прошла передача символической эстафеты от Года литературы Году кино. А что происходит с отечественным кино сегодня? Прошел его золотой век, когда творили такие титаны, как Сергей Бондарчук, Тарковский, Герасимов, Рязанов, Герман? Наступает эпоха Ренессанса? Или мы на пороге катастрофы?

Сейчас, по сведениям некоторых СМИ, в правительстве России уже строят планы по проведению тотальной приватизации всех киностудий страны, включая «Ленфильм» и старейшую и единственную в стране студию документальных фильмов «Лендок».

Павел Никифоров встретился с петербургскими режиссерами и директорами киностудий, чтобы разобраться, а что эта приватизация значит на самом деле. Вот его репортаж».
— Извините, а вы идете на российское кино?
— На российское. На «Страну Оз».
— А вы идете на российское кино?
— Да. 
И этот редкий человек идет на новогоднюю премьеру Сигарева «Страна Оз». Может еще не все потеряно? 
— Вы очень редкий зритель, который идет на российское кино.
— Я всегда хожу на Сигарева. 
Судя по тем немногим, кто зашел в «Дом Кино» прямо перед сеансом, зал будет полупустой. А ведь стартовала одна из самых ожидаемых отечественных кинопремьер года. Хорошей кассы у русских фильмов почти никогда и не бывает. Хотя тот же Алексей Учитель, которого мы поймали перед одной из конференций Культурного форума, сказал, что для нас сейчас важен даже не бокс-офис.

Алексей Учитель, режиссер: «Хорошо, если, как вы сказали, собирать десятки тысяч долларов. Речь идет даже не о том, чтобы окупить, а о том, чтобы собрать какое-то количество зрителей, в принципе пошли. Это уже достижение».

И это говорит один из самых прославленных и талантливых отечественных режиссеров современности. Суперпопулярный в интернете и попавший во все киносписки фильм «Дурак», который Учитель продюсировал, собрал всего 15 тысяч долларов в прокате. Были же в истории и совсем другие цифры. На съемки революционного для кинематографа фильма «Война и мир» Сергей Бондарчук потратил 29 миллионов долларов, в пересчете на нынешний курс само собой. А в прокате в 1966 году эту картину увидели 58 миллионов зрителей.

Вот и петербургский режиссер Сергей Дебижев ставит, скорее, диагноз кинематографу, чем прогнозирует.

Сергей Дебижев, режиссер: «Игровой кинематограф, я считаю, себя изжил. Он просто, как дракон, кусает свой собственный хвост».

Это не разочарованность, а скорее отчетливое понимание: кино снова стало аттракционом, с чего и начиналось. Люди готовы в кинотеатрах платить за шоу со спецэффектами, а не за вдумчивые игровые ленты. За вдумчивость должна отвечать документалистика. И здесь есть противоречие. Первая в стране и единственная студия документальных фильмов «Лендок», как было объявлено в первый же день Культурного форума, стоит в очереди на приватизацию.

Алексей Тельнов, генеральный директор студии «Лендок»: «Приватизация делается для чего? Чтобы выставить на свободные торги акции. Если будут выставлены на свободные торги акции и появится покупатель, то сниматься здесь ничего не будет. Это понятно и ежу».

Для «ежей» все на том же форуме, но только уже на второй день, глава департамента кинематографии при Минкультуры Вячеслав Тельнов сказал, что, несмотря на приватизацию, перепрофилирования «Лендока» скорее всего не будет. Но реакция пошла, и вот директор уже другой старейшей студии страны — «Ленфильма» – крайне удивляется возможной приватизации кинофабрик России.

Эдуард Пичугин, генеральный директор студии «Ленфильм»: «Мне кажется, что это какая-та ошибка. Это вообще из разряда абсурда говорить сегодня о приватизации «Ленфильма». А для чего тогда все это делалось? И общество, и государство принимало решение сохранить его и возрождать. Так тогда его было проще продать».

Вот и председатель совета директоров «Ленфильма» Федор Бондарчук достаточно эмоционально рассказывает о том, что было сделано за последний год на студии.

Федор Бондарчук, председатель совета директоров студии «Ленфильм»: «Можно посмотреть фотографии того, что здесь было год назад. Не двадцать, не десять, не пять, а год назад. Где мы сейчас с вами находимся или где проходила коллегия министерства культуры в рамках Культурного форума. Что было здесь несколько месяцев назад? Если это большой срок? Я не знаю, кто может сделать это быстрее».

На лацкане — значок родной киностудии, в голове — недоумение, как после всех этих усилий можно вообще говорить о приватизации. Тем временем сеанс в «Доме Кино» завершен. СМИ сообщают, что все билеты на ближайшие показы «Звездных войн» раскуплены. После отечественной же кинопремьеры выходят лишь единицы.

И остается надеяться, что в этом году денег на российский кинематограф соотечественники жалеть не будут. Все же 2016 – это год кино.