Петербургский парламент поддержал обращение к Владимиру Путину с просьбой остановить незаконную застройку курортной зоны в «Дюнах». На нескольких гектарах дорогой земли компания намерена возвести элитное жилье, но изначально были заявлены совсем другие цели и задачи. Алексей Жуков разбирался в ситуации.

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания СПб: «Скажите, пожалуйста, я вас правильно понимаю, что вы собираетесь продавать недвижимость вот на этой территории?»

Сотрудник отдела продаж: «Недвижимость, да, на этой территории».

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания СПб: «Это вот которая «Светлый мир "Внутри"»?

Сотрудник отдела продаж: «Да, все верно».

Отдел продаж работает как швейцарские часы. К прозрачному павильону в лесу то и дело подъезжают дорогие автомобили. Продают то, что появится на месте пансионата «Дюны» под Сестрорецком. Целый «квартал здорового образа жизни» «Светлый мир "Внутри"». 17,5 гектаров на берегу Финского залива давно отошли в частную собственность. Казалось бы, хозяин может делать с ними всё что хочет. Но депутат Законодательного собрания Борис Вишневский уверен — за высоким забором грубо нарушают закон. 

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга: «Тут зона по правилам землепользования и застройки, которая называется ТР-32, на ней разрешено строительство только санаторно-курортных учреждений, рекреации, а здесь, очевидно совершенно, возводят жилые апартаменты. Даже территория частная собственность, она все равно требует от владельца строить только то, что можно».

Разрешение на строительство у застройщика есть. На санаторий. Если верить сайту и рекламным плакатам по городу получится весьма неплохое место для отдыха. 30 корпусов с двух- и даже трехкомнатными номерами от 2,5 до 9 миллионов рублей. Чистовая отделка, многоуровневые паркинги и даже детский сад во дворе. Но называется это не квартирами и даже не номерами в пансионате, а модным словом апартаменты. 

Елизавета Конова, специалист по недвижимости: «Самое принципиальное различие — это различие в назначении земельного участка. Как правило, нежилая функция. Апартаменты, апарт-отели они строятся на участках, где не разрешено строительство жилых домов. Теоретически, это может быть номер в санатории».

«Дюны» для такого концепта подходят идеально, с небольшой оговоркой: в апартаментах на месте санатория по закону должны быть строения спортивной или оздоровительной направленности. В новом комплексе возведут фитнес-центр с бассейном. Факт строительства между тем не единственное, что беспокоит законодателя. Началась шумиха с жалобы местных жителей на вырубку деревьев. Экскаватор и сейчас ударными темпами роет котлован, а вокруг разбросаны спиленные вековые сосны и березы. Порубочного билета хозяевам земли, по информации комитета по благоустройству, не выдавали.

— «Здесь были лесники, они ходили каждое дерево, что можно, естественно, под строительство, они на каждое дерево вешали бирочки».

Противники проекта подсчитали: под спил пойдет не меньше 1,5 тыс. деревьев.

— «На самом деле, да, эти вопросы возникали в СМИ, мы официальный ответ даем на следующей неделе».

Официального ответа от застройщика или владельца земли мы так и не получили. Зато Борис Вишневский успел пообщаться с потенциальными покупателями. Мужчина, представившийся пенсионером, настаивал, что желает вкладывать деньги в Россию, а тонкости разрешительной документации ему только мешают. 

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания СПб: «Вкладывайте деньги в Россию, только по закону».

Покупатель: «Почему по закону».

Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания СПб: «Потому что по закону».

Борис Вишневский направил обращения вице-губернатору Санкт-Петербурга Игорю Албину и прокурору города Сергею Литвиненко с требованием провести проверку и не допустить строительства жилого комплекса под видом санаторно-курортного учреждения. Еще раньше, 20 ноября, несоответствие заметил Госстройнадзор, попросивший прокуратуру провести проверку по факту возможного мошенничества.

Алексей Жуков, корреспондент: «Очевидно, споры о том, что должно быть построено на лакомом куске земли, утихнут еще не скоро. Покупка же недвижимости была и остается предприятием рисковым. Земля под санаторием — частная собственность. Хозяин её точно не потеряет. Застройщик — другое лицо, если выяснится что все это незаконно, остановит работы, понесет убытки, но вскоре забудет. Впросак могут попасть те, кто все же рискнет купить злополучные апартаменты в новом комплексе. И тут главный вопрос: вернут ли людям деньги, если проект завернут?».