Петербург на пороге большой стройки. В городе готовится множество объектов к чемпионату мира 2018 года, развивается инфраструктура. Главные объекты года – в материале Дмитрия Рункова.

Юрий Зинчук, ведущий: «Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан обратился в Федеральную таможенную службу России с просьбой решить проблему поставок турецких комплектующих для предприятий автомобильного кластера и машиностроительной отрасли города. По словам вице-губернатора, после введения экономических мер в отношении Турции увеличились сроки оформления грузов, которые поступают из данной страны. При этом полному досмотру подвергаются и товары, не входящие в перечень санкционной продукции. 

Вследствие чего уже частично парализована работа заводов «Тойота», «Ниссан», «Хёндай». Наши «Силовые машины» тоже испытывают огромные проблемы в связи с этим. А таможенники, что называется, не мычат, не телятся. И вот, по последней информации, начали мычать. По сообщению пресс-службы, ФТС приняла дополнительные меры для обеспечениеия ввоза автокомплектующих из Турции. Осталось теперь ждать конкретных результатов. Обидно только, что это можно было бы таможенникам делать и в обычном режиме, а не останавливать работу половины автомобильного кластера в Петербурге. К сожалению, часто у нас так бывает Пока кто-то не прокричит, не обратится, не заорёт во все горло, никто и не пошевелится. 

А давайте теперь посмотрим, чем жил этот год промышленный Петербург. Очень непростой год. Год кризиса и цен на нефть в 40 долларов с копейками. Никто и представить себе такого не мог лет пять назад. А ведь ничего. Живём. Работаем. И даже запускаем проекты, которые меняют наш город. Не так быстро, не так масштабно, как хотелось бы, но колесо экономики Петербурга продолжает двигаться вперед и только вперед. Дмитрий Рунков о своих наблюдениях за этим движением».

К новой станции метро пока только в каске и резиновых сапогах. Строители сейчас завершают самый сложный этап работ по продолжению «зеленой» ветки подземки. 

Тоннель, который соединит станции «Приморская» с «Новокрестовской» и «Беговой», прорывает специальный щит внушительного диаметра — более 10 метров. Самое главное сейчас — точное его нацелить в заданном направлении. После чего он выйдет на крейсерскую скорость 15 метров в сутки. Правда, и дистанция сродни марафонской — более 5 километров под землей. 

Дмитрий Рунков, корреспондент: «Тоннелепроходческий щит с ласковым именем «Надежда» на самом деле — настоящий монстр из агрегатов и механизмов. Длиной в целый квартал более 60 метров. Сейчас мы находимся в хвосте этого гиганта. А там, с той стороны режущая часть уже углубляется под дном Финского залива. От толщи воды тоннель будет разделять прослойка в 15 метров. Этого должно быть достаточно, чтобы обеспечить безопасность, и щит просто не выдавило давлением на поверххность, то есть дно залива».

Этот участок станет своеобразным подземным мостом под Финским заливом. Первым в Петербурге. Но строители уверяют: технология отработана, значит соединят Васильевский остров с Приморским районом без ожидаемых сложностей. 

И даже коварные подземные плавуны не должны повлиять на срок окончания работ. Стратегический объект — сразу 2 новые станции — откроют перед началом чемпионата мира по футболу. 

Алексей Старков, инженер: «Перед щитом делаем просвечивание массива, изменяем параметры машины. Изменяем давление. Никакие моменты не остановят этот щит. Это можно для детей в книжках рассказывать о том, что проходка может не состояться, можно пугать этим только детей».

Впрочем, пешеходные подземные мосты петербуржцы уже успели опробовать. К «Спортивной-2» ведет трехсотметровый тоннель. Переход под Малой Невой ускоряют 6 траволаторов. Станция была открыта ко дню города и без преувеличением стала настоящим подарком. Именно она приняла основной пассажиропоток после закрытия «Василеостровской» на реконструкцию. 

Строительство еще одной переправы, уже надземной, началось в самом начале года. Мост через остров Серный навсегда оставит в прошлом классическую отговорку всех опоздавших домой о том, что «развели мосты». Его высота позволит судам проходить круглосуточно. Откроют движение по 6 полосам уже в 2017-м. 

А вот другой сколь амбициозный, столь и дорогой проект — Орловский тоннель – уже навсегда остался в прошлом. На днях арбитражный суд поддержал правительство города и подтвердил право Смольного больше не выплачивать компенсации инвестору, сохранив для казны более 300 миллионов рублей. Тем самым поставив точку в затянувшихся спорах и самом проекте. 

Дмитрий Гавра, политолог: «Так или иначе, с моей точки зрения, крайне важно то, с чем пришел губернатор: с отказом от необеспеченных финансированием проектов — Орловского тоннеля, от многих других, требующих гигантских ресурсов проектов. Они оказались заменены проектами реальными, под которые есть бюджет, ну, и, кроме того, эти проекты — реальные рабочие места. Это платежи в бюджет, уверенность в завтрашнем дне. А уверенности нам не хватает».

С 2015-го Петербург уверенно занимает лидирующие места среди транспортных центров. После реконструкции открыт исторический терминал «Пулково» с пятью «стаканами». Теперь это один из крупнейших авиахабов Европы. Ежегодно он может принять 17 миллионов пассажиров. В перспективе эта цифра вырастет еще на несколько миллионов, что закрепит за Петербургом статус связующего центра между Западом и Востоком.

Сергей Эмдин, генеральный директор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»: «Реконструкция «Пулково-1» — это изюминка на наш торт. Мы получили здание, которые мы любим. Которое помним, которое было героем кинофильмов. Получили «5 стаканов», но с несколько иным функционалом».

За год Петербург вошел в число крупнейших конгресс-центров. На смену привычного, но уже морально устаревшего «Ленэкспо» пришел суперсовременный «Экспофорум». Фантастические 130 000 квадратных метров выставочных площадей. Настоящий город — одновременно там могут находиться 10000 человек. Урбанисты отмечают: в условиях экономической напряженности такое количество совершенно разных и при этом масштабных проектов сродни прорыву. 

Это лишь малая часть всех проектов, которые почти за 365 дней изменили лицо Петербурга. Эксперты отмечают: относительно молодой город, всего каких-то 312 лет, вступает в фазу активного взросления. А значит, главные преображения также еще впереди.