Обмен опытом вне санкций. Петербургская делегация во главе с вице-губернатором Ольгой Казанской побывала в Нидерландах. Вместе с мэром Роттердама гости прогулялись, в том числе, и по крышам европейского городка, но не эстетического удовольствия ради, а пользы для.

Именно на крышах местные жители выращивают неплохой урожай. И Петербург может перенять этот опыт. Чем еще друг другу полезны города-побратимы и каких договоренностей участники встречи добились в ходе этого визита, знает Александра Ли.

Александра Ли, корреспондент: «Мы находимся на юге Голландии. Это Роттердам — главный порт Нидерландов, занимающий первое место в Европе по грузоперевозкам и лидирующее в мировом рейтинге, уступая лишь Сингапуру и Шанхаю. Роттердам — город-побратим Петербурга вот уже три десятка лет. Но связывает эти города куда большая история. Если Петр I три века назад прорубил окно в Европу, то это место по праву даже в официальном названии значится ее воротами, которые для России даже в это неспокойное с политической точки зрения время по-прежнему открыты».

Однако держать нараспашку их не так-то и просто: объем товарооборота России с Голландией за последние два года сократился на 40 процентов. Пока петербургское окно не закрыло санкционным сквозняком, дома приходится тоже наводить порядок. 

Если в Петербурге появится маленький пусть не свечной, а мусорный заводик в обозримом будущем — то это, пожалуй, главная заслуга Нидерландов: здесь находится самый крупный завод по утилизации автомобильных покрышек, из которых научились производить вторичный материал — в виде гранул. А их в свою очередь можно применить в самых неожиданных местах: например, для покрытия футбольного поля или велодорожек. 

Ольга Казанская, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Конечно, заинтересовал проект по мусоропереработке. Пока эффективного решения не найдено. Но 5-миллионный мегаполис и естественные продукты его жизнедеятельности — это огромная сфера для деятельности».

Уничтоженный в годы Второй мировой войны город жителям пришлось восстанавливать полностью, научились использовать каждый клочок земли и получать деньги буквально из воздуха. 

Александра Ли, корреспондент: «Например, чтобы купить это рекламное место вашей компании, необходимо заплатить всего лишь 25 евро. Кстати, есть и просто любовные послания. Можно прорекламировать свое место. Все деньги от этой PR-акции идут на развитие 30 гектаров креативного кластера».

Здание нынешнего креативного кластера, подобно нашим «Ткачам» или «Этажам», — это некогда пустующие производственные цеха. У муниципалитета его, кстати, купили за 5 евро. Около 100 компаний здесь вместе работают и обедают: на стол подают зелень с собственного огорода. Прогуливаться среди грядок по голландским крышам петербургской делегации доводится вопреки санкциям. Но даже в этих условиях стороны находят возможность для обмена опытом и знаниями. Говорят, этого-то никто не запретит. 

Ахмед Абуталеб, мэр Роттердама: «Наша задача как руководителей крупных городов постоянно напоминать нашим лидерам: пожалуйста, начинайте переговоры и устанавливайте мир».

Уже в Петербурге после официального визита будут обсуждать водную инфраструктуру Роттердама: от подземных грунтовых вод и угрозы наводнения до проблемы ее очистки — такой опыт для города на Неве особенно интересен. 

Даст направление Роттердам студентам университета Макарова. Теперь голландцам, некогда обучавшим корабелов Петербурга, самим интересен наш опыт плавания под иностранным флагом по внутренним водам Невы и наша работа в суровых климатических условиях, что бесспорно пригодится в освоении Арктики. 

Татьяна Пантина, проректор по научной работе Государственного Университета морского и речного флота имени адмирала Макарова: «Поскольку Роттердам является ведущим портом, это порт-хаб, естественно, данный опыт очень полезен и нашим студентам, которые обучаются по этому направлению».

Своим портовым хабом Петербург обзаведется уже в обозримом будущем: голландские инвесторы готовы вкладываться в развитие транспортной инфраструктуры и ждут открытия порта «Бронка», который свяжет ворота Европы и северные — в России.