В Баболовском парке высадился научный десант. Специалисты при помощи электроники выясняют состояние старых деревьев. Парк разбит ещё при императрице Екатерине Великой, был одним из её излюбленных мест отдыха.

Часть зелёных исполинов уже отжили свой век, их необходимо спилить, многие продолжают расти. Специалистам нужно определить статус буквально каждого дерева. Мария Тихонова наблюдала за работой.

Десяток сенсорных датчиков, молоток и самый настоящий томограф. В Баболовском парке этой осенью развернули, можно сказать, полевой госпиталь для деревьев. Специалисты словно врачи собирают историю болезни каждого обитателя этой вековой ивовой аллеи. Заглянув в самую глубь ствола, приговаривают дерево либо к долгой жизни, либо к спилу. 

Олег Потанькин, специалист по обследованию деревьев: «Этот импульс доходит до других датчиков и на основе скорости мы можем судить о плотности древесины. Шкала по плотностям фиолетовая и красная — это самая плохая, самая неплотная древесина, а зеленая и синяя — это здоровая, плотная древесина».

С такой древесной реставрации начинается возрождение Баболовского парка. Любимый сад Екатерины Второй, заложенный в XVIII столетии, последние полвека был заброшен. В начале 2000-х здесь собирались построить гольф-клуб и коттеджный поселок, но уникальный растительный ансамбль удалось спасти. Теперь музейщикам, будто садоводам на огромной грядке, предстоит избавить парк от сорняков. 

Ольга Филиппова, хранитель парков ГМЗ «Царское Село»: «С пейзажным парком сложно работать, нет никакой симметрии. Все это выросло буквально за несколько десятилетий, с 1980-х. Все произошло из-за того, что здесь не проводилась одна манипуляция — косьба, сейчас нам предстоит провести первый расчищающий этап, чтобы понять, что из композиции дошло до наших дней».

В отличие от других парков Пушкина в Баболовском практически нет архитектурных памятников. История здесь в каждом дереве, мимо которых любила гулять царская семья. Например, под этой липой часто отдыхала супруга последнего российского императора Александра Федоровна. Во время одного из ее привалов и была сделана эта фотография. 

— Благодаря этой фотографии это дерево становится особенным, мемориальным и мы приложили максимум усилий, чтобы облегчить его жизнь непростую, а непростая она потому, что это место очень обитаемо, популярно, здесь и остатки костров, и липу поджигали. Тем не менее эта липа, а ей уже 150 лет, находится в очень хорошем состоянии».

— Здесь вход в павильон, который может использоваться и для лекций по экологии, часть будет занята туалетами, часть прокатом.

Возрожденную садовую композицию музей планирует наполнить современным функционалом. В Баболовском парке помимо ухоженных дорожек и аллей планируют построить спортивные площадки, сцену для массовых праздников и даже зону барбекю. Для изучения пожеланий провели социологические опросы в парке, соцсетях и даже изучили инстаграм жителей Пушкина. 

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Были сделаны выводы, какая публика, что ждет, каков процент ожидания спортивного использования этих территорий, какой процент ожидания просто прогулок — это самый большой сегмент оказался, кто-то ждет там развлечений, многие гуляют с собаками. Какие-то такие ожидания публики мы бы хотели их изучить».

В оформлении парковых интерьеров дизайнеры предлагают использовать лишь натуральные материалы. Эту идею, несмотря на ее дороговизну и непрактичность, поддерживают и в музее. 

Мария Тихонова, корреспондент: «Изюминка парка — вот этот Баболовский дворец. Хотя в полном смысле слова дворцом он не был даже в царские времена. Этот павильон использовался как купальня. Внутри, несмотря на жестокие бомбардировки в годы Великой Отечественной войны, чудом уцелела вот эта гранитная царь-ванна. Объемом в 8 тысяч ведер воды и весом в 48 тонн».

На реставрацию аварийного дворца в Царском Селе пока нет денег. Разрушенный памятник решено временно законсервировать, чтобы кирпичная кладка или ветхий потолок не покалечили любопытных туристов. Когда очередь дойдет до него, пока не известно. Ведь финансирование работ в основном идет за счет продажи билетов в Александровский и Екатерининский парки Царского Села. А вот в Баболовский даже после окончания реконструкции вход останется свободным.