Телеканал «Санкт-Петербург» вспоминает историю связей Петербурга и Стамбула как зеркало взаимоотношения империй - Российской и Османской. Анализ провел Алексей Михалев.

Юрий Зинчук, ведущий: «Вполне очевидно, что мы теперь с Турцией будем жить по-другому. А как до этого мы жили? Давайте на примере конкретных цифр и фактов посмотрим, насколько глубоко были интегрированы в экономику Петербурга турецкие компании.

Итак. В 2014 году объемы петербургского экспорта в Турцию составили 270 млн долларов. Это около 18 млрд рублей. Импорта — 255 млн долларов. То есть почти 17 млрд рублей. Огромная цифра.

Турецкий капитал участвует, точнее уже участвовал, в реализации ряда важнейших инфраструктурных проектов в Петербурге. Например, турецкая компания Renaissance Construction входит в число ключевых подрядчиков в проекте строительства «Лахта-центра» — масштабного проекта, который осуществляется в Петербурге «Газпромом».

Наиболее крупным проектом с участием турецкого капитала является строительство Западного скоростного диаметра — платной автодороги, которая свяжет южную и северную часть города вдоль побережья Финского залива. Контракт на изготовление и поставку гидрооборудования для строящейся в Турции гидроэлектростанции "Кыгы" был заключен между "Силовыми машинами" и турецкой компанией DSI. Это тоже миллионы долларов.

И наконец, туризм. 150 тысяч туристов из Санкт-Петербурга посетили Турцию только за первое полугодие 2015 года. Турция находится на 3 месте в рейтинге иностранных государств, куда выезжали российские граждане из Санкт-Петербурга. И вот теперь всё это из-за глупости турецких властей под угрозой срыва. Ну, конечно же, Петербург как столица Российской империи лучше всех других российских городов знает, что это такое русско-турецкие отношения. Приметы этой истории мы можем встретить на каждом шагу. Наш обозреватель Алексей Михалёв напомнит лишь о некоторых из них».

Экспонатов настолько много, что их не разместить в одном зале, и между ними можно бродить часами. Среди наиболее чтимых — Красная пушка (ее также называют Кровавой). Султан Абдул-Меджид прислал ее своим подданным на передовую в подарок. Пушка звалась «Вестник могущества» и для турецких войск была священна.

Сергей Ефимов, заместитель директора Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи: «Дело чести было отбить пушку. Она вся была забрызгана кровью русских и турецких солдат».

Пушку отбили в 1853-м, в дебюте Крымской войны. Всего же русско-турецкие войны охватывают период длительностью 351 год (1568-1918 годы). За это время Россия и Турция находились в состоянии войны 69 лет. В среднем, одну русско-турецкую войну от другой отделяет всего лишь четверть века.

Именно Петербург и Стамбул. А никак не Москва и Анкара, находившиеся тогда в тени имперских столиц. Потому все главные артефакты оседали в петербургских коллекциях. Вот отголоски осады Баязета, во время которой в крепости был блокирован русский отряд. Полтора века назад об этом говорила вся Россия. В крепости не было воды. Люди пили кровь животных и мочу, собирали росу. 21 день длилась осада.

Следы тех событий уже триста лет хранят не только музеи. Чесменский дворец Фельтена, Турецкий киоск Джакомо Кваренги, ванная комната императрицы в Зимнем дворце и Турецкая баня в Царском Селе. Фоном для портретов Бродского, сделанных на балконе квартиры возле Спасо-Преображенского собора, служило эхо все той же войны.

Алексей Михалёв, корреспондент: «Вот, буквально в ста метрах от нас тот самый балкон. А вот ограда собора, созданная по проекту архитектора Стасова в память о русско-турецкой войне 1828-1829 годов. 102 орудийных ствола, установленных дульным срезом вниз в знак абсолютной покорности. Настоящие боевые трофеи, взятые с крепостных стен Тульчи, Варны, Измаила и других турецких городов».

Арабская вязь — это названия пушек: «Извергающий гром», «Священный полумесяц», «Дарящий смерть». Из таких же орудий в 1886-м году, возле Спасо-Преображенского собора, была сооружена Колонна Славы, которую полвека спустя, по решению советской власти уничтожили, отправив на переплавку. Изготовив копии турецких пушек, в 2005-м монумент восстановили. По мнению церкви — это мирный символ, предостережение от войны.

Иерей Вячеслав Порш, ключарь Троице-Измайловского собора: «Не навязывать, а предложить нравственные ориентиры, ценности, которые человек готов воспринять, чтобы изменить свою жизнь. Без истории, без исторической памяти мы не сможем этого сделать».

Чесменская колонна, Чесменская церковь. Мы видим их столь часто, что уже не задумываемся о символах, заложенных в их названиях. И не всякий вспомнит, что Московские ворота — это триумфальная арка, сооруженная по указу Николая I в честь победоносного окончания русско-турецкой войны.

Артемий Тучапский, главный научный сотрудник Государственного мемориального музея А. В. Суворова: «Ключи от крепости Измаил — они были в Измаиле захвачены. Была организована церемония передачи ключей императрице. Вот она изображена».

А это музей Александра Суворова. Первый в своем роде мемориал, где оживает любой апокриф. Известно, что до штурма Измаила комендант крепости Айдозле-Мехмет-паша произнес: «Скорее Дунай потечет вспять и небо упадет на землю, чем русские возьмут Измаил». И вот оно — продолжение сюжета.

Артемий Тучапский, главный научный сотрудник Государственного мемориального музея А. В. Суворова: «Измаил пал. Потери были огромные, тела коменданта не нашли. Но нашли саблю. Она была поднесена Суворову, в его семье хранилась».

Используя спортивную терминологию, можно сказать, что из 12-ти русско-турецких войн две завершились вничью, а в остальных с убедительным счетом 7:2 победила Россия. Однако не всегда воевали две империи.

Артемий Тучапский, главный научный сотрудник Государственного мемориального музея А. В. Суворова: «Были хоть и краткие, но периоды сотрудничества. Вот портрет Федора Ушакова. Как мы знаем он командовал русско-турецкой эскадрой, которая действовала против французов».

В ленинградский период русско-турецкую эпопею увековечил Ушаковский мост, прежде называвший Строгановским. Полвека спустя возле него возвели автомобильную эстакаду. Названная Ушаковской развязкой, она стала напоминанием о том, как много в истории русско-турецких войн сохранилось до поры неизвестных узлов.